Будущий композитор родился 10
июня 1913 года в городе Ельце Орловской области
Тихон был десятым ребенком в
семье Николая Ивановича и
Варвары Васильевны Хренниковых.
Доходы семьи, жившей на жалование отца,
приказчика в одной из купеческих
лавок, были невелики, но родители заботились о
том, чтобы все дети получили образование.
Семья Хренниковых была очень
музыкальной: братья играли на
мандолинах и гитарах, сестры пели крестьянские и
городские песни. Естественно, что
в такой среде рано проявилось дарование
младшего сына.
Тихону было девять лет, когда
сбылась его давняя мечта: он начал учиться игре на
фортепиано. Его первым учителем
стал чешский музыкант Кветон, которого сменил
спустя два года пианист В.
Агарков. Мальчик делал большие успехи в фортепианной
игре, проявляя большие виртуозные
данные и живость
исполнительской фантазии. Много
сделала для его музыкального и общего развития
А. Варгунина - высокообразованный
преподаватель, с которой Тихон начал
заниматься в 1927 году
С каждым годом возрастала
увлеченность мальчика музыкальным искусством. Его
талант проявлялся не только в
фортепианной игре, но и в первых опытах
композиции. В самый канун нового,
1926 года тринадцатилетний музыкант написал
свое первое произведение - этюд
для фортепиано.
В 1929 году Тихон Хренников
приехал в Москву и поступил в Музыкальный техникум
имени Гнесиных - одно из лучших
учебных заведений столицы. Три года понадобилось
Тихону Хренникову для окончания
полного курса техникума, и в 1932 году он
поступил в Московскую
консерваторию, причем был зачислен сразу на второй курс.
Консерваторским учителем
Хренникова стал Виссарион Яковлевич Шебалин, снискавший
себе к этому времени славу одного
из виднейших советских педагогов. Шебалин
скоро распознал истинную величину
таланта своего нового ученика и сразу поставил
перед ним трудные творческие
задачи, потребовавшие напряжения всех сил
Его первым крупным произведением,
обратившим на себя внимание любителей музыки,
стал концерт для фортепиано с
оркестром, написанный в 1932-1933 годах.
Концерт был сыгран впервые самим
автором в 1933 году в Москве, а в 1935 году в
Ленинграде - на Втором
Международном фестивале искусств. В этом произведении
преобладают светлые и
жизнерадостные образы, в нем сочетаются лирика и задорный
юмор, он оживлен неожиданностью
ритмических контрастов.
Интересы молодого композитора
были широкими. Уже в консерваторские годы его
влекло к театру, к массовым
жанрам. Заканчивая концерт, он уже начинал писать
музыку для театра. Его дебют
состоялся в Московском театре для детей,
руководимом Наталией Сац. Она и
привлекла совсем еще молодого студента к работе
над спектаклем "Мик".
В 1933-1935 годах Хренников
работал над партитурой своей Первой симфонии. Она
стала его дипломной работой,
представленной по окончанию консерватории. Но, так
же как и фортепианный концерт,
даже в еще большей степени, она намного
возвышалась над обычным уровнем
академических работ. Сыгранная впервые в 1935
году в Москве под управлением
Георга Себастьяна, симфония имела блестящий успех,
она свидетельствовала о стремительном
развитии таланта молодого композитора.
Вскоре симфонию услышали в
Ленинграде и других городах СССР, а затем и за
границей. Там она прозвучала под
управлением прославленных дирижеров - Леопольда
Стоковского, Юджина Орманди и
других.
Симфония Хренникова вьщелилась
среди многих современных ей произведений,
привлекла к себе внимание
публики. Она неоднократно исполнялась в 1930-е годы,
сохранилась и в современном
репертуаре, обойдя концертные эстрады многих стран
мира.
Что же представляло собой это произведение
Тихона Хренникова? Симфония,
написанная на студенческой
скамье, отмечена редкой свежестью дарования,
зрелостью замысла и мастерством
его воплощения. Хренников сразу заговорил своим
собственным языком, он овладел
искусством ясного и лаконичного высказывания,
которое так редко встречается в
первых опусах. В сжатой форме композитор
высказал многое, и притом с той
открытой эмоциональностью и глубокой
искренностью, которые всегда
находят отклик в сердцах слушателей. Если прибавить
к этому мелодическое богатство,
прекрасное владение оркестровой палитрой и
лирическую непосредственность
музыки, то станут ясными причины успеха симфонии у
публики, ее бесспорной
жизненности. Симфония говорила о том, что из стен
консерватории выходит талантливый
и уже сложившийся композитор.
В 1936 году Хренников блестяще
окончил Московскую консерваторию: его имя было
высечено золотыми буквами на
мраморной доске Почета, установленной в фойе Малого
концертного зала. Хренников был
одним из самых молодых композиторов-выпускников
- ко времени окончания курса ему
только что исполнилось 23 года.
Два года (1936-1938) он продолжал
занятия в классе высшего мастерства у
Шебалина. Окончание аспирантуры
открывало путь к преподаванию в консерватории,
но в то время эта перспектива не
очень привлекала Хренникова, отдававшего все
свои силы композиторской работе./
У него появилось немало интересных замыслов,
получивших свое воплощение в
ближайшие годы. Давней мечтой композитора была
опера; он долго искал подходящий
сюжет, но эти планы отступили на некоторое
время перед увлечением работой
для драматического театра. Хренников сотрудничал
с коллективом Театра имени
Вахтангова - одним из самых интересных и популярных в
Москве.
Здесь, в работе над шекспировской
комедией "Много шума из ничего", раскрылись
новые качества его замечательного
таланта, создавшего лирическую и искрометную
музыку спектакля.
Успех в театре не отвлек
композитора от мыслей о работе над оперой. После долгих
поисков он остановился на романе
Николая Вирты "Одиночество", по которому
драматург Алексей Фай-ко и
написал либретто оперы "В бурю".
"Еще на консерваторской
скамье я мечтал написать оперу о людях гражданской
войны, о героических подвигах
партизан, о замечательной Красной Армии", -
говорил он, приступая к работе
над новым произведением.
Опера создавалась в течение почти
трех лет (с 1936 по 1938 год) в тесном общении
с коллективом Музыкального театра
имени Немировича-Данченко. Композитор создал
глубоко прочувствованную музыку,
в которой лирика сочетается с драматизмом, а
широкий разлив песенной мелодии -
с напряженностью сценического действия. В
опере есть страстность
эмоционального высказывания, идущего от взволнованного
сердца, есть романтический пафос
и та "общительность интонации" (выражение
академика Асафьева), которая во
многом обусловила популярность этого и других
произведений Хренникова.
Большой опыт, накопленный работой
в театре, нашел теперь новое применение.
Удачей композитора стала музыка к
фильму "Свинарка и пастух", над которой
Хренников работал в 1940-1941
годах. Ее музыка, в особенности популярнейшая
"Песня о Москве",
сохранила свою притягательную силу, и ее можно услышать повсюду.
Прошло первое пятилетие после
окончания консерватории. Тихон Хренников быстро
вырос и завоевал широкое
признание, выдвинулся в первые ряды советских
композиторов. В конце 1930-х
годов он поселился в доме на 3-й Миусской улице,
где в то время жили многие из его
коллег и помещался Центральный клуб
композиторов.
Наступила пора зрелости - вместе
со своей женой Кларой он уже растил маленькую
дочку Наташу Все это наполняло
жизнь новым содержанием, новыми радостями и
заботами.
Как и в прежние годы, Хренников
был полон замыслов и планов. Но все они
отступили перед событием,
внезапно изменившим все течение жизни композитора, как
и миллионов его
соотечественников. Страна вступила в суровые и грозные военные
годы. Композитор постоянно
выступал со своими произведениями перед воинами
Советской Армии - в тылу и на
фронте.
Общение с воинами вдохновило
Хренникова на создание многих произведений. Можно
напомнить о песнях из написанной
в 1944 году музыки к фильму "В шесть часов
вечера после войны". В них
слышатся отзвуки фронтовых впечатлений, они зазвучали
по-новому, с тем размахом,
который отличает, например, великолепную "Песню
артиллеристов", с ее строгой
мелодией и чеканной ритмикой припева.
В 1942 году на сцене московского
Театра Советской Армии появилась пьеса
драматурга Александра Гладкова
"Давным-давно", рассказывающая о русской девушке,
доблестно сражавшейся против
наполеоновских войск. Пьеса оказалась созвучной
времени, она пользовалась у
зрителей большим успехом. Ему содействовала и музыка
Хренникова, отличавшаяся
жизнерадостностью своего эмоционального тонуса и
мелодической рельефностью.
Двадцать лет спустя она частично вошла в партитуру
фильма "Гусарская
баллада", явившегося экранизацией пьесы Александра Гладкова. В
том же 1942 году вышел в свет и
цикл песен Хренникова на слова Роберта Бернса.
В годы войны Хренников писал не
только песни и музыку для кино. Он продолжал
работать над крупным
произведением и в 1944 году закончил партитуру второй
симфонии, начатую еще четыре года
назад. Вторая симфония Хренникова с большой
силой художественного обобщения
выразила чувства, переживавшиеся в годы войны.
В первые послевоенные годы Тихон
Николаевич посвящал
большую часть времени работе над
оперой. В сущности, его никогда не оставляли
мысли о музыкальном театре, и еще
в конце 1930-х годов, тотчас же после премьеры
оперы "В бурю", он уже
углубился в поиски нового сюжета.
Летом 1945 года Хренников начал
писать оперу на "Комедию о российском дворянине
Фроле Скобееве и стольничьей
Нардын-Нащокина дочери Аннушке" русского драматурга
Дмитрия Аверкиева, появившуюся на
сцене во второй половине прошлого столетия.
Премьера оперы состоялась1 в
Москве в феврале 1950 года. Опера пользовалась у
публики успехом, прошла по сценам
ряда театров, в том числе и зарубежных. "Фрол
Скобеев" с особенной
полнотой раскрыл комедийное дарование композитора,
проявлявшееся ранее в музыке для
театра и кино.
В 1952 году Тихон Хренников,
наконец, начал писать свою третью оперу. На этот
раз он обратился к знаменитому
роману Максима Горького "Мать", рассказывавшему о
мужестве рабочих-революционеров,
о самоотверженности и благородстве сердца
простой русской женщины.
Композитор нашел верный тон оперного повествования, по-
настоящему выразительного и
правдивого.
Надо сказать несколько слов о
двух поездках в США. Первая из них состоялась в
конце 1959 года, когда Хренников
возглавил делегацию советских композиторов в
США. Тогда композитору довелось
услышать свою первую симфонию в великолепном
исполнении Бостонского оркестра
под управлением Шарля Мюнша.
Целью второй поездки в США в 1961
году было участие в музыкальном фестивале в
Лос-Анджелесе. Тогда впервые
прозвучал за рубежом скрипичный концерт Хренникова.
Скрипичный концерт был завершен в
1959 году и впервые сыгран тогда же другом
композитора - замечательным
советским скрипачом Леонидом Коганом, которому и
посвящено это произведение.
По легкости почерка и
жизнерадостности эмоционального тонуса он напоминает
ранний концерт для фортепиано.
Но, разумеется, партитура скрипичного концерта
отмечена печатью опыта,
накопленного композитором за долгие годы. Это
чувствуется и в деталях
оркестрового изложения, и в разработке партии скрипки.
В 1964 году Мстислав Ростропович
впервые сыграл виолончельный концерт
Хренникова, посвященный ему
автором. Виолончельный концерт, как и многие другие
произведения для этого
инструмента, был написан под непосредственным
впечатлением от выступлений
Ростроповича.
В эти годы композитор много
путешествует Он принимал участие в весеннем фестивале новой музыки в болгарском городе
Русе, а затем с берегов Дуная переносился
в Японию, где осенью 1965 года состоялись его авторские концерты. Он
играл свой фортепианный концерт,
а Еко Сато, восторженно встреченная
соотечественниками, - скрипичный.
В том же году Хренников присутствовал в
Лондоне на исполнении своего
виолончельного концерта Мстиславом Ростроповичем. А
в следующем году выступил с
фортепианном концертом в Париже. Количество
зарубежных концертов Хренникова
возрастало с каждым годом. Но еще больше он
выступал в городах родной страны.
В 1967 году состоялось сразу две
премьеры произведений Хренникова. В начале года
в Новосибирске прошел первый
показ оперетты "Белая ночь" по пьесе Е.
Шатуновского, а в октябре в
Свердловске - оперы-сказки "Мальчик-великан".
Затем композитор пишет балет
"Наш двор", рассчитанный на детское исполнение.
Участниками этого балета должны
быть младшие школьники, и только одна роль
предназначена для подростка.
Сюжет и состав исполнителей определили
характеристику персонажей и
содержание сцен, в которых при всей несложности
развертывающегося действия
достаточно материала для построения живого и