«Профессиональная ориентация» очень знакомое, кажущееся банальным
словосочетание. Многие забывают о ее значимости в жизни каждого из нас.
Профессиональная ориентация, научная область и специальный учебный
предмет, должна занимать достойное место среди таких наук, как
математика, физика, литература и др.
Многие люди, получив профессиональное образование
или уже работая в конкретной профессиональной области, задают себе
полные сомнения и огорчения вопросы: та ли профессия была мною выбрана?
Может быть, в другой сфере я был бы более успешен? А сколько огорчений
приносит нелюбимая работа! И сколько при этом возникает других жизненных
проблем!
Статистика говорит о том, что, как правило,
47% выпускников общеобразовательных школ выбирают учебные заведения для
дальнейшего образования или работу, которые не соответствуют их желанию,
интересам, индивидуальным возможностям.
Совершенно очевидно, что учить профориентации в
школе необходимо в ходе преподавания каждого предмета, не нарушая его
логики и смысла, органично включаясь в его канву. Современный
преподаватель не имеет права оставаться в стороне от решения этой важной
государственной проблемы в условиях профильного обучения и
предпрофильной подготовки школьников.
В этом пособии предлагается несколько необычная
технология оказания психолого-педагогической помощи школьникам в выборе
профессии, в основе которой идея моделирования будущей профессии в ходе
выполнения различных профессиональных проб; их содержание характеризует
профессию по трем ведущим ее составляющим: технологическая (мое
мысленное представление образа профессии); ситуативная (я вношу элементы
творчества в образ профессии); функциональная (я действую, воплощаю
образ профессии на практике). Проба выполняется по пяти сферам
профессиональной деятельности (предметам труда): человек — человек;
человек — техника; человек — природа; человек — знаковая система;
человек — художественный образ.
Хотелось бы, чтобы каждый учащийся попробовал
себя по всем пяти предметам труда, что поможет ему приобрести
практический опыт (например, в области дизайна, медицины, педагогики,
банковского дела, цветоводства, кулинарии и др.). Очень важно, чтобы
результатом пробы был завершенный продукт (например, заполненные
банковские платежи, школьный урок, собранная электрическая цепь, проект
жилого дома, очерк журналиста и др.).
Будущего профессионала необходимо научить
самодостаточности. Очень важно понять, что, почувствовав возможность
результативности самостоятельной работы руками и головой, человек
состоится в жизни.
Учитель не должен один учить, знакомить
школьников со всеми профессиями сразу. Это просто неосуществимо. Важно
грамотно сформулировать задание, ответить на вопросы, больше
предоставить школьнику самостоятельности, порекомендовать встретиться с
представителем заинтересовавшей профессии, провести экскурсию на
производство, пригласить специалиста-профессионала для проведения
занятия.
Предлагаемые профессиональные пробы подробно описаны, даны программы и рекомендации к ним.
В целом профессиональные пробы существуют и
проводятся уже довольно давно. Они положительно зарекомендовали себя в
ходе преподавания учебного курса «Твоя профессиональная карьера»
(для учащихся 8—9 классов) и образовательной области «Технология». Такой
опыт имеется в Кузбассе, Москве и Московской области, Якутии, Хакасии.
Очень надеемся, что приведенные пробы помогут и
вам в проведении занятий по самоопределению, выбору профессии,
профориентации. |