В последнее
время вопросы, касающиеся добровольного ухода из жизни,
довольно широко освещаются средствами массовой информации
и поэтому становятся темой подростковых дискуссий
как формального, так и неформального характера.
Впервые
психоаналитическую трактовку суицидального поведения
высказал З. Фрейд. Он полагал, что суицидальный
акт является следствием внутреннего взаимодействия
между двумя основными инстинктивными побуждениями —
инстинктом жизни и инстинктом смерти. Последователь
развития психоаналитического понимания суицида Манинджер
также рассматривает последний как результат борьбы
между Эросом (жизнью) и Танатосом (смертью).
Позже было установлено, что существуют следующие типы
психодинамических констелляций при суицидах: «отставление»,
«ретрофлексивное убийство», «воссоединение»,
«возрождение», «самонаказание»
и др.
В целом
психоаналитические представления сводятся к связи
суицида (как и депрессии) с утратой любовного
объекта, и эта связь в суицидальном поведении
представляется ключевым механизмом.
В конце
прошлого столетия было высказано предположение, что
отчуждение индивида от той социальной группы
(общества), к которой он принадлежит, является
главным источником и причиной суицидных актов.
Была разработана следующая типология суицидов:
суицид
эгоистический, который имеет место у лиц
с недостаточной интеграцией с обществом;
суицид
альтруистический, являющийся полной противоположностью
первому и связанный с чрезмерной интеграцией
с обществом;
суицид
анемический, представляющий собой реакцию на тяжелые
изменения в социальных порядках, особенно во взаимных
связях индивида и группы.
Возложение
ответственности за суицид на конфликт между
личностью и обществом, его моралью и мировоззрением
характерно для некоторых авторов западного мира и по сей
день. Таковы основные теоретические представления
о суицидальном поведении, высказываемые в зарубежной
литературе.
Самоубийство —
последний шаг в аутодеструктивном поведении.
Оно занимает особое положение в соотношении культурной
нормы и психического здоровья. Самоубийство может
быть совершено как акт самопожертвования, как долг
чести, как ритуальное действо, как бегство от себя.
Таким
образом, в основе самоубийства чаще всего лежит
стремление убежать от болезненного эмоционального
состояния и мучительного самоосознания. Подкрепляют
попытку уйти из жизни высокие стандарты и ожидания,
которые накладываются на текущие проблемы, неудачи,
препятствия или стресс.
У женщин
и девушек причиной суицида могут быть завышенные
ожидания от интимных отношений, т. е. ожидания
слишком высоки или реальность слишком неблагоприятна.
Например, существует статистика, что к суицидам
приводят несбывшиеся ожидания праздника: в пятницу
суициды бывают реже, чем в понедельник.
Что
характерно для палитры переживаний потенциального
самоубийцы, в том числе и подростка? Самообвинения
и пониженная самооценка, тенденция приписывать
себе ответственность за неудачи. Самоубийцы чаще
всего являются людьми с низким самоуважением
и очень критичным отношением к другим. Часть
из них ценит себя очень низко, а других
высоко.
Кросскультурные
исследования показывают, что число самоубийц выше
в обществах, проповедующих гордость и притворство
(скрытое внимание к себе).
Войны
уменьшают число самоубийств. Так, даже в покоренных
и нейтральных странах отмечается рост национального
самосознания и тенденция людей приписывать своим
внутренним проблемам внешние причины. Для потенциального
самоубийцы характерно отвержение и вытеснение
значимых мыслей:
искажение
временнóго пространства — смысл
жизни сжимается до настоящего, сиюминутного,
человеку трудно думать о будущем;
отмечается
очень конкретное восприятие действительности;
отсутствуют
отдаленные цели;
происходит
отказ от решения проблем в значимых мыслительных
категориях.
Психологическая
ригидность может быть свойственна многим людям. Это
бывает в тех случаях, когда решение всех проблем
видится только в черно-белых тонах. Она обнаруживается
лишь в острых ситуациях, потом проходит. У ригидных
людей нет суицидальных мыслей.
Женские
самоубийства — феномен молодости, а мужские
могут быть следствием таких явлений, как потеря работы,
финансовое неблагополучие, плохое социальное положение.
Инстинкт
самосохранения у большинства самоубийц берет
верх. Именно поэтому мы чаще говорим не о самом
самоубийстве, а о попытках. Существует такая
статистика, что у подростков отмечается 1 суицид
на 100 попыток. Но даже и этот
единственный случай не может быть оставлен без
внимания, ведь за ним горе родных, трагедия близких,
друзей, педагогов.
На что
нужно обратить особое внимание? Кто из учеников
должен вызвать беспокойство с точки зрения его
или ее взаимоотношений с жизнью?
Обратите
внимание на подростков с заниженной самооценкой,
на ребят, страдающих от своей малоценности
и низкой популярности в среде сверстников.
Очень опасны для подростков мифы о суицидах,
ведущих к свободе личности. Эти мифы очень активно
внедряют в подростковую среду представители различных
деструктивных сект. Появление любых сектантов в окрестностях
школы или в микрорайоне должно восприниматься
как сигнал тревоги. На памяти многих трагический
случай группового самоубийства девочек-подростков,
который произошел в одном из подмосковных
городов. Причиной трагедии следствие сочло влияние
сектантов.
Отвлечь
подростка от тягостных мыслей, помочь ему или
ей организовать досуг, поднять самооценку —
вот неполный перечень мероприятий по профилактике
подросткового суицида.
Профилактика
самоубийств у подростков. Причины самоубийств,
как правило, следующие:
депрессивные
состояния — самоубийство играет роль избавления
от отчаяния, безнадежности, неудовлетворенности
собой, мрачного и бесперспективного будущего;
бредовые
расстройства в рамках шизофрении или других психозов;
прием
токсических и наркотических веществ, когда возникают
ошибочные, иллюзорные представления, например способности
летать;
акт
мести окружающим («вот увидите, как вы будете
меня жалеть»);
подражание,
приводящее, в частности, к расширенным суицидам.
При
малейшем подозрении о планах на самоубийство
необходимо вести очень осторожную, но активную
работу с подростком. Не стоит бояться задать
в доверительной беседе вопросы, косвенно выясняющие
намерения подростка: «Ты когда-нибудь хотел
умереть?», «Ты доволен жизнью?»,
и, если будет настораживающий ответ, корректно поинтересоваться,
есть ли у подростка какие-либо
планы, приготовлены ли средства для осуществления
суицида.
Не следует
думать, что ваши вопросы подтолкнут подростка к суициду!
Следует различать мысли о самоубийстве (в том
числе навязчивые), ложные угрозы, симуляцию суицидальных
попыток и собственно суицид. Однако, если у вас
возникли опасения, вы должны немедленно принять
меры. В пользу высокого риска самоубийства свидетельствуют:
попытки
самоубийства в прошлом (по различным данным,
до 60% завершенных суицидов — повторные),
к тому же повторные попытки чаще заканчиваются
смертью; интервал между первой и второй попытками
составляет, как правило, около 3 мес.;
депрессивное
состояние, особенно если присутствует выраженная тревога
или ангедония (утрата способности испытывать удовольствие,
удовлетворение);
психотические
расстройства, особенно при высокой подозрительности,
бреде преследования, при устрашающих зрительных и слуховых
галлюцинациях, императивных галлюцинациях, в том
числе галлюцинациях, возникающих после приема наркотических
средств; наркомания и алкоголизм;
предменструальный
синдром, особенно у девочек с неустойчивым
менструальным циклом.
Среди
социальных факторов риска самоубийства доминируют:
низкий образовательный уровень; особенности возрастного
периода — возраст 15—19 лет,
особенно у юношей, у девушек риск самоубийства
в 2—3 раза ниже, однако
суициды случаются и в более раннем возрасте,
обычно после 12 лет; опыт показывает, что на одну
попытку самоубийства среди юношей приходится три попытки
среди девушек, но на одно завершенное самоубийство
девушек — три среди юношей; влияние семейной
предрасположенности — риск самоубийства
очень высок в семьях, в которых это уже
случалось ранее, даже если ребенок не был знаком
с суицидентом;
невнимание
окружающих — большинство подростков, покончивших
с собой, на протяжении нескольких месяцев,
предшествовавших суициду, активно искали помощи у друзей,
педагогов и врачей, но им не было
уделено внимания, поэтому любые подозрения о готовящемся
самоубийстве должны вас насторожить и подвигнуть
на диалог с подростком.
Необходимо
немедленно обратиться за психиатрической помощью,
если в диалоге с подростком вам удалось
выявить у него следующие признаки:
социальная
изоляция, потеря связей с родителями, друзьями,
педагогами, отсутствие доверительных отношений с кем-либо
из ближайшего окружения;
наличие
четкого плана самоубийства;
психоз
с галлюцинациями, требующими покончить с собой,
воссоединиться с умершим;
мысли
о смерти, несмотря на вмешательство родителей,
друзей, врачей, педагогов;
депрессии,
особенно с идеями вины, чрезмерным чувством стыда,
самоуничижением;
попытки
самоубийства в прошлом, утверждения, что самоубийство —
единственный выход. |