Он был одним из
крупнейших государственных деятелей Асрин — законодателем, поэтом; греки
причислили его к семи мудрейшим. И все-таки точные пределы его жизни
неизвестны.
Во времена его юности
общество раздирали распри. В начале VII века до н.э. власть перешла от царей к
коллегиальному руководству представителей земельной аристократии, однако в
жизни простого народа (рабы были бесправны) улучшений не последовало, а
разбогатевшие торговцы требовали своей доли власти. Отсутствие продуманного
законодательства приводило к смуте и конфликтам. Законы Драконта мало помогли в
установлении порядка.
Солон происходил из
знатного, но обедневшего рода, занимался торговлей, немало путешествовал. Он
писал стихи, осуждая жажду наживы и беспорядки в государстве, предлагая меры по
устранению недостатков и призывая граждан захватить остров Саламин, важный
пункт на торговых морских путях, что и было осуществлено. Будучи прекрасным
оратором, он приобрел популярность среди граждан и в 594 году до н.э. был
избран архонтом, высшим должностным лицом. За время своего правления учредил
ставшие знаменитыми законы и (что не менее важно) создал условия для их
выполнения. В частности, запрещалось брать в долг без письменного договора;
упразднялись некоторые привилегии родовой аристократии; поощрялись ремесла и торговля.
Было запрещено долговое рабство и отменены долги за землю, многие должники были
вызволены из кабалы. Как Солон возвестил в одном из своих стихотворений, он
сумел одарить свободой тех, кому приходилось влачить «иго рабства
недостойного». (Конечно, имелись в виду свободные граждане, а не рабы,
исполнявшие роль «говорящих» орудий труда.)
Некоторые из его законов
не отличаются мудростью, предполагая наказание чрезмерно жестокое: «Выколовшему
глаз — выколоть оба» или «Чего не клал — не бери под страхом смерти». Но ему
удалось организовать государственное управление на демократических основах. Он
придал выборному Национальному собранию законодательные функции и право решать
вопросы о войне и мире; учредил орган управления и контроля (Совет четырехсот)
и Народный суд, избираемые из представителей всех слоев демоса. Упростив и
унифицировав систему мер и весов, он содействовал процветанию афинской
торговли. Все афиняне были разделены согласно имущественному цензу на четыре
группы. При этом зажиточные граждане имели больше прав, но и обязаны были нести
значительную ответственность, а также значительные денежные расходы.
Благодаря Солону
общественная жизнь была упорядочена. Однако сохранялись немалые противоречия
между разными социальными группами, кланами крупных землевладельцев. В 561 году
афиняне избрали на высший пост полководца и родственника Солона, который
установил свою диктатуру. Солон удалился в изгнание. Афинян он поучал в стихах:
Если страдаете вы из-за
трусости вашей жестоко, Не обращайте свой гнев против великих богов. Сами
возвысили этих людей вы, им дали поддержку, И через это теперь терпите рабства
позор.
Кстати сказать, правление
Писистрата вовсе не было позорным. Он сохранил законы Солона и более
справедливо разделил земли среди нуждающихся. При нем расширились ремесла и
торговля, были возведены в Афинах замечательные строения, в частности храм
Зевса Олимпийского, завершено строительство водопровода и был впервые записан
отредактированный текст поэм Гомера.
Поучения Солона остались
в форме стихов и афоризмов:
Многие низкие люди
богаты, а добрый беднеет; Мы же не будем менять доблесть на денег мешок: Ведь
добродетель всегда у нас остается, а деньги Этот сегодня имел, завтра получит
другой.
— Законы как паутина:
слабый в них запутывается, сильный их прорывает.
— Советуй не то, что
всего приятней, а то, что всего лучше.