Родился он в приморском
городе Абдеры (Фракия, Восточная Греция). Происходил из богатой семьи, получил
хорошее образование и богатое наследство. Отличаясь любознательностью,
использовал материальные богатства для приобретения духовных. Общался с мудрыми
и знающими людьми, путешествовал в Вавилон, Египет, Индию, воспринимая идеи
разных стран и народов «Найти одно научное доказательство, — говорил он, — для
меня лучше, чем овладеть всем Персидским царством». Согласно Диогену
Лаэртскому, написал около 70 трудов по разным наукам и искусствам По-видимому,
в Афинах встречался с Анаксагором и Сократом Пользовался большим уважением и
почетом на родине.
Демокрит считал, что у
предметов имеются собственные (объективные) качества: такие, как твердость,
вес, размеры; и свойства субъективные, которые определяются чувствами
человечка: цвет, запах, звучание и пр. По его гипотезе, материальный мир сложен
из мельчайших неделимых частиц — атомов и пустоты (вакуума). А богов придумали
люди по своему образу и подобию в попытках объяснить мир. Целью жизни человека
Демокрит полагал стремление к подъему, возвышению духовных сил. Высказывания
Демокрита:
— Ничто не происходит
случайно.
— Полезно уметь не только
говорить, но и молчать.
— Надо стремиться к
многомыслию, а не многознанию.
— Благоразумен тот, кто
не печалится о том, что не имеет, но радуется тому, что имеет.
Достижения Демокрита и
его учителя Левкиппа, о котором почти ничего не известно, выглядят более
значительными при детальном анализе. Хотя, по словам Диогена Лаэртского, «он
был учеником каких-то магов и халдеев», у Демокрита был ясный ум, не терпящий
мистического тумана, избегающий ссылок на богов и жаждущий полного, цельного,
логично обоснованного понимания мира и человека. Диоген Лаэртский перечислил
целый ряд его трудов по этике, природоведению, математике, физике (в
современном понимании этой науки), искусствоведению, прикладным наукам. Особое
внимание обращал Демокрит на выяснение причин разных явлений и объектов
природы. По-видимому, важнейшей его работой был «Великий мирострой». Однако от
всех его сочинений сохранились только фрагменты, пересказы.
Умозрительные частицы
Демокрита, как ни странно, очень напоминают атомы из нынешних школьных
учебников: мельчайшие округлые частички. Они витают в пустоте, сталкиваясь,
разлетаясь или объединяясь, сцепляясь. Они пребывают в вечном движении,
остаются неизменными; ничего на свете не возникает из небытия и не исчезает, а
лишь переходит из одних форм в другие. Атомов бесконечно много, и они разные.
Такие качества, как вкус, цвет, тепло, существуют «лишь в общем мнении... в
действительности же существуют только атомы и пустота». Лишь спустя более двух
тысячелетий ученые вновь придут к этой идее Демокрита (и Левкиппа), стремись
различать свойства тел, определяемые субъективно, с помощью наших органов
чувств, от объективных, вызванных свойствами атомов (отметим' второе невозможно
без использования технических средств, без «техногенного познания»).
Другое положение
Демокрита: «Все возникает на каком-нибудь основании и в силунеобходимости.Случайными называют события, причин которых
не понимают» (но это не означает, будто все целесообразно и предопределено).
Наиболее сомнительной
считалась концепция бесконечности Вселенной бесчисленного множества миров; над
ней посмеивались в платоновской Академии. Согласно Демокриту, миры во Вселенной
постоянно образуются и погибают, находясь на различном расстоянии от Земли.
Идея вечности мироздания вызывала недоумение: ведь в таком случае все на свете,
включая нас, когда-нибудь должно повториться.
Демокрит писал и
математические трактаты. Он отрицал возможность бесконечного деления пространства
и этим избегал парадоксов, изложенных в апориях Зенона (например, будто Ахиллес
не может догнать черепаху, бесконечно долго приближаясь к ней). Атом стал
пределом делимости.
Но как объяснить с тех же
атомистических позиций существование души? Для нее Демокрит придумал особые
наиболее подвижные и активные шаровидные атомы огня. Они покидают тело
умирающего человека и разлетаются в окружающем пространстве. Это происходит не
мгновенно, а за некоторое время умирания, когда теряют «жизненную энергию»
(говоря более поздними понятиями) органы, части тела. Следовательно, вся
природа пронизана «атомами жизни», одухотворена. Различия только в том, сколько
присутствует «атомов жизни и разума» в том или ином теле, пусть даже
минеральном. А разум концентрируется... в груди человека! Это мнение Демокрита
наглядно показывает, насколько далеки были представления мыслителей того
времени от тех, которые стали привычными для нас. Удивительны не подобные
расхождения, а определенные черты сходства: философская мысль словно проникала
на сотни, тысячи лет в будущее, предвосхищая грядущие открытия.
Даже богов Демокрит
постарался «материализовать». По его мнению, они представляют собой устойчивые
образы из огненных атомов, возникающие в воздухе, похожие на людей и способные
приносить им пользу или вред. Выходит, природа богов и людей сходна (если
только Демокрит не скрывал своих атеистических взглядов за столь
неопределенными объяснениями).
Интересны взгляды
философа на материальную и духовную культуру, которую он — едва ли не первым —
рассматривал в развитии. Движущей силой этого процесса считал нужду,
потребность и осознание пользы, которую принесут действия для ее
удовлетворения. Важнейшая потребность — в пище, затем — в жилище, одежде.
Возникновение языка, например, он объяснял потребностью в общении, общей
деятельности, что тоже можно свести к преодолению нужды. Искусства («технос»,
по-гречески), в которые включались ремесла, все виды технической деятельности,
он считал следствием подражания животным: «Мы — ученики паука в ткацком и
портняжном ремеслах, ученики ласточки в построении жилищ и ученики певчих птиц,
лебедя и соловья в пении». Конечно, люди не только подражают, но в порывах
вдохновения творят нечто новое, особенно—в поэзии.
Если человек способен
создавать более благоустроенную «культурную» среду (техногенную), то у него
имеется возможность улучшать и самого себя. Это достигается путем воспитания и
обучения: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не
учиться».
Люди стремятся к счастью.
Его Демокрит понимал, по словам Диогена Лаэртского, так: «Конечная цель есть
душевное благосостояние; и оно не тождественно с наслаждением... Это состояние,
при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом,
ни суеверием, ни иной какой-нибудь страстью. И он называет его также
«благодушием» и многими другими именами».
Демокрит своей долгой и
счастливой жизнью, а также посмертной славой обязан был тому выбору, который
сделал в молодости: пренебрег богатством ради радости познания. У многих ли
хватает на это ума?