Вряд ли он был первым
великим философом в мире. Да и можно ли доказать, что такой мыслитель существовал?
Любовь к мудрости — одна из главнейших черт человека. Она пробудилась в нем еще
во времена неандертальцев, более ста тысячелетий назад, а скорее всего,
значительно раньше. К тому же у каждого крупного философа были не только
достижения, но и ошибки, недоработки, темные высказывания. Выделить первого
среди равных можно лишь в значительной мере условно Анаксагор — личность
выдающаяся по целому ряду показателей. Он первым из крупнейших мыслителей
перебрался с Востока (из Малой Азии, из Милета, с островов Эгейского моря) на
материковую Грецию, основав первую философскую школу в Афинах. Активно
участвовал в общественной жизни, что подчеркивает практическое значение
философской мысли. Наконец, не ограничивался умозрительными размышлениями, а
стремился познать природу как ученый, не боясь выступать против предрассудков
даже с опасностью для жизни.
Родился он в городе
Клаземены (близ Милета) в зажиточной семье. В юности познакомился с учением
Анаксимена. Говорят,смысл жизни он определил как возможность созерцать небо и
познавать строение космоса. Во многом достижения Анаксагора объясняются тем,
что у него были великие предшественники: Фалес Милетский, Анаксимандр,
Ксенофан, Гераклит, Пифагор, Парменид. Пребывание философа в Афинах пришлось на
славный век Перикла, у которого Анаксагор был советником. Отчасти по
политическим мотивам, а формально за непочтение к богам (признание небесных тел
материальными объектами) его осудили на смерть. По преданию, узнав о приговоре,
он ответил: «Природа давно присудила к смерти и меня, и судей». Благодаря
заступничеству Перикла, он был помилован и изгнан из Афин.
Он утверждал, что Солнце
— огненный шар, дав объяснение солнечным и лунным затмениям. По словам
Плутарха, «Анаксагор который первым написал и самое мудрое, и самое смелое
сочинение о свете и тени Луны, не был еще тогда знаменитым мужем древности, а
сочинение его не пользовалось популярностью; оно было запрещено и ходило лишь
среди немногих, причем принимались меры предосторожности...» Идея Анаксагора о
твердых небесных телах, лишенных божественности, подтвердилась падением
метеорита на северном побережье Эгейского моря в 467—466 годах до н.э. (То, что
камни могут падать с неба, казалось фантастикой большинству ученых до XVIII
века.) С тех пор возникла легенда, будто Анаксагор предсказал падение
метеорита, чего, конечно, быть не могло.
Есть сведения, что он
успешно занимался математикой и, даже находясь в заключении, решал задачу
квадратуры круга. Разрабатывал теорию перспективы, главным образом для большего
эффекта театральных представлений и сооружения декораций (в Греции того времени
было очень популярно искусство комедии и трагедии). Стремление к познанию
природы, соединенное с интересом к математическим абстракциям, привело философа
к оригинальным идеям. В отличие от предыдущих мыслителей, предполагавших
первоначальными элементами воду, землю, огонь, воздух, Анаксагор признал их
число бесконечным. Эти элементарные частички он назвал «гомеомерии» («семена»).
В этом можно усмотреть предтечу атомов Демокрита и значительно более поздних
монад Лейбница. «Все заключается во всем», — считал Анаксанор, или говорил в
другом варианте: «Во всем есть часть всего». Вырисовывается образ двойной
бесконечности — в наибольшем и наименьшем
Исходя из таких
предпосылок, Анаксагор возражал против употребления понятий «возникновение» и
«гибель», ибо ни одна вещь не появляется из ничего и не уничтожается бесследно,
а либо смешивается (соединяется, синтезируется), либо разделяется
(разлагается). Тем самым он подчеркивал единство природы в большом и малом,
неуничтожимое™ материи и вечность движения. Последнее он связывал с
существованием Разума или Ума («ноос» или «нус», по-гречески), который
«бесконечен, самодержавен и не мешан ни с одной вещью, но только он один
существует сам по себе... обладает совершенным знанием обо всем и имеет
величайшую силу». Эта мысль в последующем часто толковалась на разные лады.
По-видимому, Разум (Ум) Анаксагора олицетворял мировой порядок и волю, движение
(энергию). Аристотель писал: «. .Тот, кто сказал, что разум находится, подобно
тому как в живых существах, так же и в природе, и что это он виновник
благоустройства мира и всего мирового порядка, этот человек представился словно
трезвым по сравнению с пустословием тех, кто выступал раньше. Явным образом...
взялся за такие объяснения Анаксагор».
Тот же Аристотель
пересказал интересную мысль Анаксагора: «Человек является самым разумным из
животных вследствие того, что он имеет руки». Отметим, что человеку определено
биологически верное место в царстве животных, а развитие его разума объяснено,
по существу, трудовой деятельностью, развитием рук (Справедливости Ради надо
отметить, что четырехрукость обезьян не сделала их вдвое умнее людей, а
трудовая деятельность возможна лишь при достаточно развитом мозге, о чем
догадывался все тот же Аристотель.)
Замечательны идеи
Анаксагора не только о строении Мироздания (учитывая незначительные
астрономические знания того времени), но и о земных процессах. По его мнению,
море (океан) состоит из первоначально скопившейся на Земле влаги, а также из
вод, приносимых в него реками, которых питают дожди и подземные воды. (О том,
что реки имеют подземное питание, забывают многие люди даже в наши дни!)
Возможно, именно
Анаксагор первым в полной мере осуществил плодотворный синтез опытных знаний,
обобщающих наблюдение за природными объектами и явлениями, с умозрительными
размышлениями, выходящими за пределы «ползучей эмпирии». Умелое использование
этого метода временами стимулировало яркие вспышки научно-философского
творчества, а забвение его приводило к застою мысли.