Изучение
данной подтемы открывает более глубокое, чем в основной
школе, знакомство с социальной сферой жизни общества.
Среди ведущих понятий темы — социальная дифференциация,
социальные общности и группы, средний класс, маргиналы,
социальная мобильность и социальные «лифты».
С учащимися важно проследить процессы, идущие
в сфере социальных отношений нашего общества, соотнести
их с изменениями в других странах.
План
изучения нового материала
1. Социальное
расслоение. Его причины и последствия.
2. Основные
социальные группы. Социальная структура общества.
3. Социальная
динамика:
а) причины
социальных изменений;
б) социальная
мобильность и социальные «лифты».
4. Тенденции
развития социальных отношений в современном российском
обществе.
1. В центр
обсуждения целесообразно поставить проблему соотношения
понятий «социальное неравенство» и «социальная
несправедливость». В учебном пособии приводятся
две противоположные точки зрения по этому вопросу. Анализу
и оценке этих позиций поможет беседа со школьниками:
1. В чем
выражалось социальное неравенство в прошлом и каковы
его проявления в наши дни?
2. Является
ли социальное неравенство неизбежным спутником развития
человечества, или оно устранимо? Свою позицию обоснуйте.
3. Какова
роль социального неравенства в развитии общества? Выберите
ответ из приведенных ниже положений:
— порождает
конфликты и ведет к общественным потрясениям;
— стимулирует
людей к более активной деятельности, порождает желание
занять более высокое положение на социальной лестнице;
— порождает
противоречия, которые, однако, можно разрешить, не прибегая
к насилию, и тем самым поднять общество на новую ступень
развития.
Аргументируйте
свой выбор.
4. Что
из перечисленного и почему вы бы отнесли к социальному
неравенству, а что к социальной несправедливости:
— более
высокое качество платных услуг в образовании, здравоохранении;
различие в доходах разных групп населения;
— государственная
поддержка различных групп населения (малоимущих, представителей
малого бизнеса);
— различие
в жилищных условиях;
— государственные
дотации и субсидии отдельным регионам?
Итогом
анализа проблемы должно, на наш взгляд, стать понимание
различия между понятиями «социальное неравенство»
и «социальная несправедливость». В первом
случае акцент делается на определенные объективные общественные
явления, порожденные не просто корыстной политикой правящих
групп, а закономерными процессами развития. Во втором
подразумевается моральная оценка тех или иных фактов
и процессов социальной жизни. И далеко не всегда
поддержка некоторых групп, а значит, с формальной точки
зрения нарушение принципа равного подхода ко всем (например,
чернокожие американцы имеют определенные преимущества
перед белыми гражданами при поступлении в высшие учебные
заведения) воспринимается обществом как социальная несправедливость.
2. Общепринятым
с позиций многокритериального подхода в социологии сегодня
является выделение следующих социальных групп:
Социально-классовые |
Социально-демографические |
Этносоциальные |
Социально-территориальные |
Классы, социальные
слои |
Мужчины, женщины,
дети, родители |
Нации, народности,
племена |
Город, деревня,
регион |
В качестве
иллюстрации стратификационного подхода можно привести
социальную структуру современного западного общества.
Высший
класс — 3—4%
Средний
класс — 43—47%
Рабочий
класс — 43—51%
Низший
класс — 1—5% |
Из
приведенной схемы видно, что средний класс и рабочий
класс примерно равны по численности. Они составляют
самые большие группы населения.
Опираясь
на характеристику среднего класса, содержащуюся в учебном
пособии, важно обратить внимание учащихся на неоднородность
этой группы, в которую входят как владельцы частного
капитала, так и высокооплачиваемые наемные работники.
Квалифицированные служащие, относящиеся к среднему классу,
получили название «белых воротничков» (от белых
рубашек, которые традиционно носят работники, занятые
в сфере торговли, юриспруденции, технические служащие,
управляющие). В противовес им рабочие, занятые
преимущественно физическим трудом, получили название
«синие воротнички» (от цвета грубой рабочей
одежды).
В более
подготовленных классах учащихся можно познакомить с
социальной стратификацией П. Сорокина.
Вопросы
учащимся:
К каким
группам можно отнести следующие общности: молодежь,
землячество, спортивная команда, политическая партия,
купечество, туристическая группа?
Особого
внимания заслуживает рассмотрение проблемы маргинальности.
Проиллюстрировать
попытки выходцев из деревни «встроиться» в
новую социальную среду в период массовой миграции населения
в города в 30-е гг. ХХ в. можно, используя
свидетельства самих участников этого процесса, запечатленные
в дневниках и мемуарах. Фрагменты из них опубликованы
в журнале «Знание — сила» (1996. —
№ 7, 8). (Козлова Н. Послания
из прошлого.)
Вот
что пишет в своем дневнике молодой человек, сын высланного
кулака, родом с Украины, стремящийся закрепиться в Москве:
«Сильно наблюдаю за людьми. Наблюдаю за поведением
ребят, мне равных. Как они ведут себя в подобных случаях.
Учусь копировать манеры... Все это нечеловечески трудно,
убивает мою силу. В то же время заставляет меняться,
быть профессионально осторожным, наблюдательным».
«Какое громадное значение имеет обстановка, в которой
находишься, люди, среди которых вращаешься. Заимел хороший
костюм. На днях купил плащ. Одет культурно, чисто
и сам в смысле чистоты аккуратен... Прорыв громадный
в материальной стороне. Это прорыв, куда надо бросить
все силы, всю энергию, пока не поздно, а то времени
осталось совсем немного». «...Купил себе мандолину.
Вторая вещь, которую я купил за свои собственные деньги,
добытые трудом. Первая вещь были часы, купленные в июне
1932 г. Отпуск погулял с ними с форсом. Ну, пора
спать. Зачитался газетами. Сегодня интересный доклад
Мануильского на ХII пленуме ИККИ».
Обратите
внимание старшеклассников на то, что освоение нового
образа жизни чаще всего начиналось с овладения внешними
формами поведения через наблюдение, подражание. Из записок
видно, что разрыв с традиционным укладом и приобщение
к урбанистическим ценностям психологически был очень
сложен, ощущался как убивающий силу. Символичны и знаки
достижений: часы, мандолина, покупка нового костюма.
И наряду с этим приобщение к идеологически значимым
текстам.
Понятия
«маргиналы» и «маргинальность» вполне
уместны и для характеристики процессов, идущих в современном
обществе. Сегодня социальных групп и отдельных людей,
находящихся в неопределенной статусной ситуации, не
меньше, чем в 30-е гг. прошлого века. Учащимся
можно предложить конкретизировать с опорой на собственный
социальный опыт и материалы средств массовой информации
следующие явления и процессы:
— существенное
и быстрое улучшение материальных условий жизни при сохранении
в целом невысокого социального положения («челноки»,
продавцы коммерческих палаток);
— значительное
улучшение материального положения при одновременном
повышении социального престижа (руководители крупных
фирм, банковские работники);
— снижение
всех показателей социального и материального положения
(безработные, беженцы);
— скатывание
вниз по экономической и престижным лестницам при сохранении
профессии и места работы (работники многих отраслей
бюджетной сферы);
— неопределенность
социального положения (офицеры в условиях сокращения
армии, рабочие, отправленные в вынужденные отпуска).
При
этом общественные оценки социального положения, престижа
рассогласованы. Соответствие между квалификацией и материальным
вознаграждением, образованием и социальным статусом
пока не прослеживается. Все это создает для миллионов
людей значительные психологические трудности в адаптации
в новых социальных условиях.
3. При
характеристике понятия «социальная мобильность»
важно обратить внимание учащихся на различение индивидуальной
и коллективной социальной мобильности. Перемещение индивидов
по социальной лестнице — явление довольно
типичное и обусловлено разнообразными причинами. Коллективная
социальная мобильность, связанная с существенными изменениями
социальной структуры, — явление не столь частое
и происходит под влиянием факторов как материальной,
так и духовной жизни.
Проследить
радикальные социальные подвижки и проанализировать их
причины можно на примере рассмотрения нашего общества
в 1920—1930-е гг.
4. При
рассмотрении тенденций развития социальных отношений
на современном этапе учитель, привлекая материал учебного
пособия, может предложить учащимся следующее
задание:
Из
приведенных ниже положений, отражающих процессы и явления
современной действительности, составьте пары утверждений,
связанных как причина и следствие, например: законодательное
утверждение многообразия форм собственности на селе —
образование фермерских хозяйств.
Создание
рынка ценных бумаг, снижение престижа исследовательского
и преподавательского труда, развитие акционерных форм
деятельности, применение капиталовложений в промышленность.
Ослабление контроля государства за сферой доходов граждан,
появление слоя предпринимателей, утверждение узкопрактического
отношения к образованию лишь как к условию коррумпирования
чиновников-предпринимателей, сокращение численности
рабочих. |