Изучение
вопроса «Политические реформы в Российской Федерации»
можно организовать в форме семинарского занятия или
собеседования.
Вариант 1
Примерный
план семинара
1. Организация
государственной власти в Российской Федерации. Проблемы
разделения законодательной, исполнительной и судебной
властей.
2. Становление
политического плюрализма. Трудности на пути создания
подлинной многопартийности.
3. Политико-правовой
статус гражданина Российской Федерации и проблема эффективного
политического участия россиянина.
Литература для учащихся:
Конституция
Российской Федерации (преамбула, гл. 1—8).
Российская
политология. — М., 1995. — С. 235—245.
Шилобод М. И.,
Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика
и право, 10—11 кл. — М., 1995. —
Раздел III (темы 6—8); раздел IV (тема 12); раздел
V (тема 15).
Материалы
средств массовой информации, раскрывающие пути реализации
политических реформ в Российской Федерации.
Вариант 2
Проведение
урока в форме собеседования предполагает предварительное
изучение указанных источников дома, знакомство учащихся
с вопросами для беседы, чтобы они пришли на занятие
с уже продуманными ответами.
Примерные
вопросы для собеседования:
В преамбуле
Конституции Российской Федерации выдвинуты положения
о сохранении исторически сложившегося гражданского мира
и согласия.
Какова
связь этих положений с федеративным государственным
устройством и республиканской формой правления в нашей
стране? Какие еще федеративные государства вам известны?
Как вы понимаете положение Конституции о том, что Российское
государство является государством демократическим? На конкретных
примерах покажите, как проявляется принцип народовластия
в России.
Существует
мнение, что реализация принципа разделения властей ведет
к многовластию. Справедливо ли это утверждение? Аргументируйте
свой ответ, опираясь на ст. 3 Конституции Российской
Федерации. Как осуществлен принцип разделения властей
в Российской Федерации и в чем проблема его практической
реализации? Какова роль Президента РФ в государственном
механизме? Что общего и в чем различия между президентской
властью в России, США, Франции? Как связаны между собой
закрепленные в ст. 13 Конституции РФ принципы идеологического
многообразия и многопартийности? На конкретных
примерах покажите, как политические партии России осуществляют
свои идеологические, политические и организаторские
функции. Как вы в целом оцениваете деятельность политических
партий и почему? В чем суть правовой связи гражданина
и государства в России? (Вариант вопроса: каковы взаимные
права и обязанности гражданина Российской Федерации
и государства?)
Ст. 2
Конституции Российской Федерации гласит: «Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —
обязанность государства».
Требования
каких общепризнанных актов международного права закреплены
в этой статье? (Ответ: Всеобщая декларация прав человека,
1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах; Международный пакт о гражданских
и политических правах, 1966 г.). На конкретных
примерах покажите, как реализуются эти требования в
политической практике Российской Федерации. В чем,
на ваш взгляд, состоит проблема эффективного политического
участия россиянина?
Эти
вопросы могут быть использованы и в процессе проведения
семинарского занятия. |