Вариант 1
С1. В древнеиндийской литературе содержится несколько
версий о происхождении мира и человека. Познакомьтесь с фрагментом
древнеиндийского сказания о сотворении Вселенной. Насколько представления древних
индийцев совпадают с представлениями народов других цивилизаций? Обоснуйте
свой ответ, используя текст.
«Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни
звезд. Только воды простирались беспредельно. Из тьмы первозданного хаоса,
покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений.
Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда
еще не было года, ибо некому было отмерять время. Но столько, сколько длился
год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год
из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось
надвое. Верхняя его половинка стала небом, нижняя — землей. А между ними,
чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил
землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была
создана Вселенная».
Вариант 2
С1. В древнеиндийской литературе содержится несколько
версий происхождения мира и человека. Познакомьтесь с фрагментом
древнеиндийского сказания, в котором рассказывается о сотворении человека. Как
миф о сотворение человека связан с образованием каст в индийском обществе?
«Брахма помыслил: «Как мне сотворить потомство» И
силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык
созданий. Старший из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его
родился второй сын — Атрии; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый
— Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из
ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли
боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и
многие другие существа божественной или демонической природы, населявшие
небеса, и землю, и подземные миры. Атрии, второй сын из сыновей Брахмы, породил
Драхму, ставшего богом справедливости; Ангирис, третий сын, положил начало
роду святых мудрецов. Седьмым сыном Брахмы был Дакша. Он вышел из большого
пальца на правой ноге. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь —
Вирини, что означает Ночь».
|