Цель
урока: раскрыть причины возвышения Москвы;
показать роль московских князей в борьбе за объединение;
дать учащимся возможность понять разницу в оценке
исторических деятелей их современниками и потомками.
Основные
понятия: баскачество, «великая замятня».
Оборудование
урока:
Настенная
карта «Образование централизованного государства».
ХОД УРОКА
Урок
начинается с краткого повторения причин возвышения
Москвы.
План
изучения нового материала:
I. Княжение
Ивана Калиты.
II.
Роль Православной церкви.
III.
Литва и Москва.
IV.
Русь накануне Куликовской битвы.
I. Княжение
Ивана Калиты.
Изучение
первого вопроса целесообразно начать с подготовленного
заранее сообщения «Политический портрет Ивана
Калиты», а затем проанализировать все названные
факты.
Вопросы
для учащихся:
1. Когда
Иван Калита становится московским князем?
2. Кому
хан Узбек передает ярлык? Почему?
3. Какие
методы Иван Калита использует в борьбе за ярлык?
В связи
с последним вопросом рассматривается тверское
восстание. О нем учащиеся могут прочитать в учебнике
на с. 114. Перед началом самостоятельной
работы можно записать на доске следующие вопросы:
1. Причины
восстания.
2. Как
повел себя московский князь? Почему?
3. Итоги
и значение восстания.
Причины
восстания: попытка Орды восстановить институт баскачества.
При
обсуждении действий московского князя важно отметить,
что Иван Калита действовал как государственный деятель,
политик, но, с нашей точки зрения, заслуживает
осуждения.
Итоги:
разгром Твери.
Значение:
окончательно ликвидирован институт баскачества, сбор
дани передан на откуп московскому князю.
Княжение
Ивана Калиты характеризуем по учебнику
и подводим итоги правления Ивана Калиты. Можно
выполнить задание 4 в рабочей тетради
на с. 69.
Дополнительные
материалы для учителя:
ЛЕТОПИСЬ О ПРОИСХОЖДЕНИИ
ПРОЗВИЩА КАЛИТА
(ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)
Нарекли
его Калитою вот почему. Был он весьма милостив
и всегда носил при поясе калиту, насыпанную серебряницами.
И куда ни шел, давал нищим, сколько вынется.
Как-то
один из нищих, получив от него милостыню,
через некоторое время подошел снова. Князь вторично
подал ему милостыню. И опять нищий подошел к нему.
Князь в третий раз подал милостыню, сказав:
—
Возьми же, ненасытные зеницы.
Нищий же
отвечал ему:
—
Это ты ненасытные зеницы! И на этом
свете царствуешь, и на том3
царствовать хочешь!
II.
Роль Православной церкви.
Второй
вопрос небольшой по объему, но важный в том
плане, что поддержка церкви стала одной из главных
причин возвышения Москвы. В этой связи учащимся
целесообразно вспомнить:
1. Когда
митрополит переехал из Киева во Владимир?
2. Почему
митрополит Петр предпочел Москву Твери?
В 1326 г.
митрополит Петр умер в Москве, и новый митрополит
остался в Москве. Москва стала столицей церковной
жизни: всякое начинание ее князей происходило
теперь с благословения митрополита, а следовательно,
получало в глазах народа особое значение.
Дополнительные
материалы для учителя:
СЛОВАРЬ РУССКИХ СВЯТЫХ
О МИТРОПОЛИТЕ ПЕТРЕ (1862 г.)
ПЕТР,
святой митрополит Киевский и всея Руси, первый
из митрополитов, живший в Москве, родом
из Волыни, пострижен 12 лет, поставлен в митрополита
патриархом Афанасием (1308 г.) из игуменов
Ряжского, или Ратского, монастыря, им основанного.
Петр желал остаться в Киеве, но беспокойства,
угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру
предшественника его Максима, жить во Владимире
на Клязьме, куда он и переехал в 1309 г.
Посетив великого князя Ивана Калиту в Москве,
решился он переселиться к нему, и в 1325 г.
перенес свою митрополию из Владимира в Москву,
и тем способствовал расширению новой столицы.
Святитель Петр управлял паствою 18 лет; преставился
в 1326 г., декабря 21; мощи его почивают
в Московском Успенском соборе; перенесение их было
в 1479 г., августа 24. Церковь совершает
его память августа 24, октября 5 и декабря 21.
Он построил на реке Рате обитель во имя
Спаса Нерукотворного образа и там упражнялся
в живописи. Повествуют, что он с детства
был косноязычен и весьма непонятен, но что
чрез чудесное явление какого-то святого
мужа отверзлись уста его и озарились мысли светом.
При посвящении Петра в сан митрополита духовенство
Северной России благословило высокую его добродетель:
один тверской епископ, сын князя литовского Герденя,
дерзнул злословить Петра и был торжественно обличен
в клевете на соборе в Переяславле-Залесском.
Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим:
снял епископский сан с Исмаила Сарского, без
сомнения за важное преступление относительно
к церкви или отечеству, и предал анафеме
какого-то опасного еретика Сеита, обличенного
им в богопротивном умствовании, но не хотевшего
раскаяться. Как достойный учитель веры христианской,
Петр склонял князей к миролюбию, заклинал несчастного
Святослава Брянского не вступать в битву
с Василием и старался прекратить вражду
между князьями тверским и московским; не имея
средств избавить народ от ига, он желал
по крайней мере оградить безопасностью церкви
святые и дома ее служителей; ездил в Орду
с Михаилом (в 1313 г.) и выходил
для них так называемый ярлык или грамоту льготную,
в коих Узбек, следуя примеру бывших до него
ханов, подтвердил важные права и выгоды российского
духовенства. По желанию и совету Петра великий
князь Иван Калита заложит в 1326 г., августа 4,
в Москве на площади первую церковь каменную
во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если
ты, — сказал святитель великому князю, —
успокоишь старость мою и возведешь здесь храм
Богоматери, то будешь славнее всех иных князей
и род твой возвеличится, кости мои останутся
в сем граде, святители захотят обитать в оном
и руки его взыдут на плеща врагов наших».
Св. митрополит собственными руками построил себе
каменный гроб в стене этого храма и желал
видеть храм оконченным, но Господу не угодно
было увенчать его желания, и церковь Успения
освящена после кончины святителя, в 1327 г.,
августа 4. Во время его управления митрополией
Гедемин, великий князь литовский, завладел русскими
княжествами за Днепром, отторг от России
Волынь, Подолию, Полесье и другие области; вместе
с ними отошли под литовское владение и епархии
сих княжеств. Гедемин, будучи со всей Литвой
в язычестве, не препятствовал власти всероссийских
митрополитов над тамошними церквами. Дети князя литовского
уже были христиане; из них второй сын и преемник
престола, Ольгерд, женат был на княжне тверской,
которая обратила его в грекороссийскую веру.
Митрополиты всероссийские временно езжали в Литву
осматривать свои епархии, но влияние их на заднепровское
духовенство ослабло при преемнике Петра, св. Феогносте.
III.
Литва и Москва.
Рассмотрение
третьего вопроса проводится по учебнику.
На доске
по ходу работы учитель составляет схему:
Иван Калита
(1318—1340 гг.). |
|
|
|
Симеон Гордый
(1340—1353 гг.) |
|
Иван Красный
(1353—1359 гг.) |
|
|
|
|
|
Дмитрий Донской
(1359—1389 гг.) |
Рассматривая
карту в учебнике, учащиеся отвечают на вопрос:
какую территорию занимало Литовское княжество к середине
XIV в.?
На доске
учитель составляет схему:
Далее
следует чтение и анализ текста учебника. Ответы
на вопросы на полях учебника.
«Великая
замятня» — период борьбы за власть
в Золотой Орде, начавшийся после смерти Джанибека
в 1357 г. Орда слабеет. В 1361 г.
Русь прекратила выплату дани — вызов.
Дополнительные
материалы для учителя:
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ КНЯЗЯ ДМИТРИЯ
ИВАНОВИЧА
В 1359 г.
на московский престол встал девятилетний Дмитрий
Иванович, будущий Дмитрий Донской.
И в этом же
году Золотая Орда после ожесточенной борьбы различных
правящих группировок распалась на две части.
Границей между ними стала Волга. В западной
части верх взял темник Мамай, который не был
потомком Чингисхана, а потому не мог занимать
ханский трон. Он действовал за спиной
зависимых от него чингисидов, которых он менял
одного за другим.
К востоку
от Волги шли владения сарайского хана. Между
Сараем и Мамаем шла постоянная борьба.
К кому
теперь обращаться, где выпрашивать ярлык, на кого
ориентироваться — все эти вопросы сразу же
встали перед правительством девятилетнего московского
князя.
Дмитрий
Иванович отправился в Сарай, сопровождаемый
своими боярами. Но хан, опасаясь усиления Москвы,
отдал ярлык на великое княжение князю нижегородско-суздальскому.
Это был серьезный удар по самолюбию малолетнего
князя. Потребовалась вторая поездка Дмитрия в Орду,
потом третье посольство. И все с подарками
меняющимся на престоле ханам, с просьбами,
унижениями.
Наконец,
Москва добилась своего, и очередной хан передал
ярлык Дмитрию Ивановичу, и тут же московское
войско двинулось на нижегородско-суздальского
соперника. Тот не стал искушать судьбу и согласился
в конце концов признать себя вассалом Москвы.
Но надо было еще получить признание от темника
Мамая, Дмитрий Иванович побывал с этой целью
в ставке Мамая. Они встретились в шатре
Мамая — всесильный темник, владыка половины
огромной монгольской державы и юный московский
князь, выступавший здесь послушным просителем. Этот
урок унижения Дмитрий также запомнил на всю
жизнь.
Только
после подтверждения ярлыка у Мамая Дмитрий
окончательно утвердился в положении великого
князя.
СЛОВАРЬ РУССКИХ СВЯТЫХ
О МИТРОПОЛИТЕ АЛЕКСЕЕ (1862 г.)
АЛЕКСЕЙ,
святой, митрополит Киевский и всея России, преемник
св. Феогноста, родился в Москве в 1292 г.;
при крещении наречен Елевферием. Отец его, Федор Баконт,
был боярином при великом князе Иване Калите и почитается
родоначальником Плещеевых и других дворянских
родов. Елевферий сделался иноком на 19-м
году от рождения; пострижен в Московском
Богоявленском монастыре, под именем Алексея, игуменом
Стефаном, братом преп. Сергия Радонежского и духовником
великих князей. В 1350 г. Алексей посвящен
в епископы во Владимире-на-Клязме,
а в 1354 г. великим князем Семеном
Ивановичем Гордым в митрополита Киевского и всея
России и хиротонисан в Константинополе патриархом
Филофеем. Сей патриарх, вместо одного законного митрополита,
поставил того года и другого, какого-то
Романа (вероятно, грека). Эта новость изумила русское
духовенство; оно не знало, кому повиноваться:
ибо митрополиты были несогласны между собой. Роман,
обязанный святительством действию корысти, всего более
думал о своих доходах и требовал серебра
от епископов; св. Алексей не искал
чести, по словам летописи, но от чести
взысканный вторично отправился в Константинополь
с жалобами на беспорядок дел церковных,
и Филофей, желая примирить совместников, объявил
его митрополитом Киевским и Московским, а Романа
Литовским и Волынским. Несмотря на то, что
Роман жил несколько времени в Твери и вмешивался
в дела епархии, призванный (как полагает Карамзин)
Всеволодом Холмским, который сам ездил в Литву.
Алексей между тем славился добродетелями; он держал
князей тверских от междоусобия и имел случай
оказать еще важную услугу отечеству. Жена хана Золотой
Орды Джанибека Тайдула страдала глазною болью, требовала
его помощи. Хан писал к великому князю: «Мы слышали,
что небо ни в чем не отказывает молитве
главного попа вашего; да испросит же он здравия
моей супруге?» св. Алексей поехал в Орду
с надеждою на Бога и не обманулся:
Тайдула выздоровела и старалась всячески изъявить
свою благодарность. В это время ханский посол
Кашак обременял российских князей беззаконными налогами;
милость царицы прекратила зло; но Джанибек жил
недолго: он был (в 1357 г.) злодейски
убит сыном Бердибеком, который умертвил и 12 братьев.
Митрополит, очевидец столь ужасного происшествия,
едва успел возвратиться в Москву, как Бердибек
прислал уже вельможу Иткара с угрозами и с насильными
требованиями ко всем князьям российским. Они
трепетали, слыша о жестоком нраве его; св. Алексей
взял на себя укротить хана; снова поехал в столицу
капчакскую и посредством матери Бердибековой
Тайдулы исходатайствовал милость для государства и церкви.
Великий князь, его семейство, бояре, народ встретили
добродетельного митрополита как утешителя небесного.
Успокоив Россию, митрополит жил два года в Киеве,
оставленном его предместниками, среди развалин и печальных
следов долговременного запустения, стараясь обновить
церковное устройство и велелепие храмов. Алексей
управлял митрополиею 24 года; преставился в 1378 г.,
февраля 12. Мощи его, обретенные в 1439 г.,
мая 20, почивают открыто в Москве в Чудовом,
им самим созданном (1365 г.) монастыре.
В 1485 г. они перенесены в созданную
церковь во имя сего святителя; в 1535 г.
положены в серебряную раку, устроенную великим
князем Василием Ивановичем, а в 1686 г.
перенесены из старой трапезной церкви и поставлены
между новосозданными церквами Благовещения Пресв. Богородицы
и св. Алексея. Церковь совершает его память
февраля 12, мая 20 и октября 5.
Св. Алексей, после второй своей поездки в Константинополь,
избавясь чудесным образом от застигшей его на море
бури, дал обет построить храм; в силу сего обета
он соорудил (около 1360 г.) Спасо-Андрониев
монастырь в Москве на Яузе. Он построил
еще, в 1353 г., Владычев-Серпухов
монастырь, бывший мужской, а ныне женский, и около
1370 г. монастыри Благовещенский в Нижнем
Новгороде и Царево-Константиновский
во Владимире. Со времен св. Алексея
в Киеве избирались особые митрополиты независимо
от всероссийских; они жили в Литве. После
вышеупомянутого Романа избран был Герман; он скитался
за Днепром. Великий князь литовский Ольгерд,
отторгнув от России Киев, Переяславль, Чернигов,
Смоленск и другие княжества, основал независимость
киевской митрополии. Св. Киприан, преемник Романа,
возведен был в Киеве еще при жизни св. Алексея
и умел впоследствии удержать обе митрополии.
ЛЕТОПИСЬ О ПЕРВОМ
ПОХОДЕ
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЛИТОВСКОГО ОЛЬГЕРДА НА МОСКВУ
(ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)
Той же
осенью князь Ольгерд Гедиминович, собрав множество
воинов, двинулся к Москве. С ним шли его
родственники и сыновья, и князь Михаил Александрович
Тверской, и смоленское войско. Выступил же
Ольгерд тайно. Был у него такой обычай: если
шел против кого войной, то никому из его
воинов небыло ведомо, куда они направляются —
чтобы никто из чужих — иноземцев или
купцов — не узнал об этом и чтобы
весть о его выступлении не дошла до его
противника. Так, воюя хитростью и действуя скрытно,
Ольгерд завоевал многие земли и покорил многие
города и страны. Не столько силою воевал,
сколько умением. Так и в этот раз поступил,
и двигался с предосторожностями —
до тех пор, пока не подошел к литовскому
рубежу.
Великий же
князь Дмитрий Иванович не знал ничего о том,
что идет против него Ольгерд с многочисленным
войском. Когда же дошли вести о том, что
Ольгерд уже близко, повелел он спешно рассылать
грамоты по всем городам своего княжества и стал
собирать воинов. Но отряды из дальних мест
не могли подоспеть к нему на помощь.
Сколько нашлось тогда воинов в городе —
всех их собрал великий князь и отправил
в заставу против Ольгерда, в сторожевой
полк.
Ольгерд же,
войдя в московские пределы, начал воевать порубежья —
жечь, сечь, грабить и людей в плен брать.
И, подойдя к реке Тростне, перебил сторожевой
полк князя Дмитрия Ивановича — заставу московскую, —
и князей, и воевод, и бояр. А тех,
кого в плен взял, стал пытать и так спрашивать:
—
Где великий князь? Много ли у него сил?
Пленники же
отвечали в один голос:
—
Великий князь Дмитрий в своем городе, в Москве.
А войска еще не успел собрать.
И с этого
времени начал Ольгерд действовать еще быстрее. Собрал
все силы и, осмелев, устремился к Москве. И,
придя к Москве, встал около города.
Великий
князь Дмитрий Иванович приказал сжечь посад вокруг
Кремля для того, чтобы удобнее было следить за врагом.
А сам затворился в Кремле. Вместе с ним
были его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич,
митрополит Алексей и прочие князья, и бояре,
и весь народ христианский. Ольгерд же стоял
у города три дня и три ночи. Остатки пригорода
сжег, и многие церкви и монастыри пожег,
и отступил от города, не взяв Кремля.
И пошел обратно в свою землю, много зла
причинив людям христианским: земли повоевал, села
и дворы огнем сжег и многих людей перебил,
а иных в плен увел, и имущество их разграбил,
и скот с собою угнал. Такой великой беды
прежде не бывало Москве ни от Литвы,
ни даже от татар.
IV.
Русь накануне Куликовской битвы.
Четвертый
вопрос предполагает выводы по теме.
Вопросы
для учащихся:
1. Как
изменилось положение Москвы во второй половине XIV в.?
2. Чем
вы можете объяснить усиление Московского княжества
в этот период?
Домашнее
задание: § 19; рабочая тетрадь, вопросы
учебника.
Подумай
и обсуди.
|