Задачи: создать условия для самоформирования сознательной потребительской позиции;
• осознания необходимости беречь свое здоровье.
Расположение учащихся: по группам.
Оборудование: набор упаковок от
продовольственных товаров, подобранных таким образом, чтобы на
большинстве из них был знак Е; информационные материалы.
Алгоритм мастерской
1. Индивидуально
• Выберите («купите») продукты для группы («семьи»).
2. В группе
• Разложите «продукты» на две группы — для себя и для гостей.
3. Социализация позиций сначала в группе, потом между группами
• Каковы принципы вашего деления?
4. Индивидуально
• Продолжите фразу: «Если я знаю, что что-то вредит моему здоровью, то я...»
5. Социализация позиций сначала в группе, потом между группами.
6. В группе
• Выработайте в группе конвенцию прав потребителя с точки зрения экологии.
7. Межгрупповая социализация прав потребителя (с записью на доске).
8. В группе
• Рассмотрите купленные вами объекты как эксперты-экологи;
найдите слова, значки-указатели для потребителя, которые касаются
экологии; свои вопросы запишите.
9. Социализация с записью на доске.
10. В группе
• Поработайте с информацией («Е», рециклинг);
• сделайте новый выбор; отберите объекты, которые вы бы ни за что не купили.
11. Межгрупповая социализация
• Поясните свой выбор.
12. Фронтально
• Назовите качества (свойства) рекламы, благодаря которым
человек поневоле становится покупателем (с записью на доске).
13. В группе
• Сделайте новый выбор — один объект для антирекламы; придумайте антирекламу этому продукту и представьте ее.
14. Межгрупповая социализация — предъявление антирекламы (сценки, проекты рекламных роликов).
15. Индивидуально и затем в группе
• Выразите зависимость между позицией потребителя и позицией
производителя с помощью формулировки «Чем потребитель... — тем
производитель...».
16. Межгрупповая социализация — озвучивание формулировок.
17. Рефлексия
• Что изменилось, что произошло в моих взглядах как потребителя?
• Мои выводы по поводу сегодняшнего плавания в море информации.
Информационные материалы
Вредность товаров
Консерванты, вызывающие заболевания (указываются в
составе продуктов), запрещены для реализации в странах — членах
Организации экономического сотрудничества и развития. Согласно данным
Продовольственной комиссии ООН, некоторые западные фирмы расширяют
производство и экспорт в «неэлитарные» страны не только экологически
опасных, но и запрещенных в развитых странах сельхозтоваров. Список
запрещенных в России пищевых добавок можно найти в СМИ, в Интернете.
Классификация некоторых пищевых добавок
Пищевые добавки (ПД) применяются для улучшения
продукта, его вкуса и внешнего вида. Допустимое содержание ПД в рамках
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) устанавливает комиссия
«Codex Alimentarius». Разрешение на применение ПД в России выдает
Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации в
установленном порядке при наличии заключения Института питания РАМН.
E100—E182 — красители (усиливают и восстанавливают цвет продукта).
E200—E299 — консерванты (повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов и грибков).
E300—E399 — антиокислители (защищают от окисления).
E400—E499 — стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию) и загустители (повышают вязкость).
E500—E599 — эмульгаторы (создают однородную смесь несмешиваемых фаз, например воды и масла).
E600—E699 — усилители вкуса и аромата.
E700—E899 — запасные индексы.
E900 и далее — пеногасители (предупреждают или снижают образование пены).
В эти группы, а также в новую группу Е1000 входят глазирователи, подсластители, разрыхлители и др.
Штрих-коды некоторых стран
00—09
383
460—469
90—91
484
50
539
57
64
73
80—83
859
87
94
30—37
385
471
477
489
520 |
США и Канада
Словения
Россия, СНГ
Австрия
Молдова
Великобритания
Ирландия
Дания
Финляндия
Швеция
Италия
Чехия
Нидерланды
Новая Зеландия
Франция
Хорватия
Тайвань
Литва
Гонконг
Греция |
54
590
690
76
84
860
888
380
400—440
474
482
45, 49
529
560
599
729
789
859
869
890 |
Бельгия, Люксембург
Польша
Китай
Швейцария
Испания
Югославия
Сингапур
Болгария
Германия
Эстония
Украина
Япония
Кипр
Португалия
Венгрия
Израиль
Бразилия
Словакия
Турция
Индия |
Товарные знаки
Знаки на продукции, годной ко вторичной переработке
В процессе производства и потребления продуктов
возникают отходы. Для того чтобы уменьшить количество мусора на
свалках, отходы необходимо перерабатывать. Возвращение отходов в
материальный кругооборот (производство — потребление) называют рециклингом.
Пути рециклинга:
• повторное использование отходов (сдача бутылок на специальные пункты);
• возврат отходов после соответствующей обработки в
производственный цикл (жестяные банки — в производство стали,
макулатуру — в производство бумаги и т. д.).
Материалы, подвергающиеся вторичной переработке, отмечены
специальной символикой, пояснительными текстами или пиктограммами.
Рециклинг на товарах обозначается, как правило, двумя-тремя
стрелками, замыкающимися в круг, реже — начальными буквами «RЕ» или
полным словом recicling.
Знаки рециклинга: Знак — корзина или человек, выбрасывающий упаковку в
корзину, напоминает о необходимости выбрасывать упаковку в специальные
емкости, откуда мусор попадает на мусороперерабатывающий завод. Конспекты уроков по естествознанию в 11 классе вы найдете на сайте "За партой" (http://zapartoj.my1.ru/)
|