Работа над анализом содержания опорного конспекта
позволяет на итоговом занятии рассмотреть весь изученный материал на
теоретическом уровне, насколько это возможно в рамках курса «Основы
художественной культуры». Иначе говоря, основная цель работы во второй части —
обобщение и систематизация знаний.
Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в
которой отражены основные понятия, раскрывающие содержание темы. Опыт
показывает, что его применение повышает эффективность работы, способствует
более четкой организации теоретического и фактического материала,
систематизирует его, делает более ясной саму структуру содержания, позволяет
устанавливать связь между понятиями, что в значительной степени облегчает
усвоение знаний, повышает интерес к курсу. Работа с опорным конспектом
особенно важна в условиях, когда нет пособий и учебников.
Работа с опорными конспектами не ограничивает индивидуальных
и творческих возможностей преподавателя, так как использовать их можно
по-разному:
по ходу занятия обращаться к частям опорного конспекта (показывать
только ту часть, над которой идет работа в данный момент, закрывая
остальное);
сразу показывать весь опорный конспект, а по ходу занятия
фиксировать внимание на тех или иных его частях;
показывать опорный конспект в конце занятия и при его
помощи подводить итог всему, что было изложено;
оставлять пробелы в опорном конспекте, чтобы активизировать
внимание учащихся при их заполнении;
ставить вопросы в тексте опорного конспекта, рассчитывая
на то, что ученики смогут найти ответ в другом опорном конспекте и т. д.
Работа с опорным конспектом в педагогическом учебном
заведении может стать базой для развития и совершенствования профессиональных
умений будущих учителей.
Опорный конспект по художественной культуре Древнего
Египта основан на теоретических положениях, изложенных в книге «Художественная
культура в докапиталистических формациях». Каждый ученик получает лист с
опорным конспектом, а «слепой» вариант опорного конспекта без текста должен
быть представлен на доске.
Объяснение и анализ опорного конспекта по художественной
культуре Древнего Египта осуществляется поэтапно с обязательным привлечением
учащихся и опорой как на проанализированные произведения искусства, так и на тот
иллюстративный материал, который лежит на столах учащихся (принесенный ими и
имеющийся в иллюстративном фонде кабинета).
Осуществить поэтапный анализ опорного конспекта можно при
помощи вопросов, записанных на отдельные карточки. На каждой карточке должен
быть номер вопроса. В соответствии с этими номерами и происходит поэтапный
анализ и проверка знаний. Он дает возможность учащимся сделать попытку
воссоздания картины и образа мира художественной культуры Древнего Египта.
Здесь в зависимости от уровня подготовленности группы можно предложить кому-то
из учащихся произнести обобщающий краткий монолог на тему вопроса. В группах,
слабо подготовленных для анализа и синтеза столь обширного материала, ответить
на этот вопрос должен сам преподаватель, по возможности используя весь
материал, затронутый на занятии. Этот ответ может стать тем образцом, к
которому будут стремиться ученики.
Для того, чтобы анализ художественной культуры Древнего
Египта при помощи карточек и опорного конспекта не был монотонным и скучным,
чтобы напряженная внимательная работа шла на протяжении всей второй части
занятия, необходимо разнообразить приемы работы. Например, на часть вопросов
отвечать в порядке номеров, проставленных на карточках. Прежде всего, это
относится к первым десяти вопросам. Дело в том, что они касаются наиболее
сложных теоретических положений, связанных с анализом данной художественной
культуры. Раздачу карточек с контрольными вопросами важно организовать таким
образом, чтобы именно эти десять контрольных вопросов достались подгруппе «египтян».
Поэтому важно, чтобы преподаватель постоянно следил за тем, 'чтобы «египтяне»,
«греки» и «римляне» сидели на соответствующих рядах. Последующие вопросы
затрагивают отдельные виды искусства, поэтому они могут рассматриваться в любой
последовательности.
Некоторые контрольные вопросы сформулированы так, что
отчасти дублируют друг друга. Сделано это, во-пер- вых, для того, чтобы ученики
учились видеть за разными формулировками суть проблемы. В описываемом приеме
составления вопросов есть еще и скрытые психологические и педагогические
аспекты. Дублирование вопросов позволяет преподавателю стимулировать
повышенное внимание к ответу" друг друга: каждый присутствующий на занятии
должен очень внимательно следить за содержанием вопросов и ответами на них,
чтобы понять, прозвучал ли ответ на его вопрос. Особой похвалы должны быть
удостоены те, кто, внимательно выслушав товарищей, в своем ответе обращают
внимание на то, что суть вопроса уже раскрыта в чьем-то выступлении. Во-вторых,
повторение сути вопросов в разных формулировках, позволяет иногда два-три раза
выслушать то, что требует особого разъяснения и закрепления.
Чтобы снять монотонность этого этапа работы, можно
обратиться ко всей группе с вопросом: «У кого на столе лежит карточка, ответы
на вопросы которой дополнят только что прозвучавшие выступления?» В этом случае
учащиеся должны соотнести ответы товарищей с содержанием вопросов своих
карточек.
Необходимо отметить и то, что вопросы карточек очень
близки темам, предложенным «египтянам» в программе деятельности для
углубленного изучения художественной культуры Древнего Египта. Это поможет
«египтянам» выяснить для себя направление работы по избранным темам, проверить
правильность самостоятельной работы. В то же время «египтян» можно будет
использовать как экспертную группу в разрешении наиболее трудных вопросов занятия,
тем самым выясняя степень их углубленной подготовки и интереса к избранной
культуре, в этой ситуации «греки» и «римляне» могут воспользоваться помощью
экспертной группы, стимулируя «египтян» к более ответственной подготовке. В
процессе изучения соответствующих тем, «экспертами» станут «греки» и «римляне».
Список контрольных вопросов к
зачетному занятию по теме «Художественная культура Древнего Египта»
Развивалось ли искусство Древнего Египта? Если да, то каким образом? В
каком направлении? В каких видах искусства?
Почему художественная культура Древнего Египта развивалась замедленно?
Какое значение для художественной культуры Древнего Египта имеют мифы?
Какова связь искусства с заупокойным культом и ритуалом?
Почему искусство в Древнем Египте дарит вечность, бессмертие?
Перечислите главные темы искусства Древнего Египта.
Можете ли вы объяснить, что такое утилитарность? Какое отношение это
понятие имеет к искусству и художественному творчеству?
Попытайтесь ответить на вопрос, как искусство в Древнем Египте
возвеличивало власть?
Что означает понятие «иерархичность»? Какое место иерархичность
занимает в искусстве Древнего Египта?
Можете ли вы объяснить, какое отношение к художественной культуре
Древнего Египта имеет понятие «информационность»?
Какими были ведущие виды искусства в Древнем царстве? В Среднем
царстве? В Новом царстве?
Каким образом идея вечности нашла свое воплощение в архитектуре
Древнего Египта?
Чем вызван культовый характер монументального творчества?
Какие важнейшие условия должны были быть выполнены при строительстве
пирамид?
Перечислите виды архитектурных построек в Древнем Египте.
Как вы думаете, воплотился ли в искусстве Древнего Египта культ
природы? Если да, то как именно, в каких видах искусства?
Колонна и культ природы. Как они связаны?
Почему египетская колонна напоминает растение? Какие виды растений
стали основой для подражания?
Чем объясняется культовое назначение скульптуры?
Каким образом идея вечности нашла свое воплощение в скульптуре
Древнего Египта?
Какие виды скульптуры в художественной культуре Древнего Египта вы
знаете? Перечислите.
Какие виды рельефа знакомы вам в искусстве Древнего Египта?
Каково назначение рельефов и росписей в искусстве Древнего Египта?
Какие виды словесного искусства вы знаете в искусстве Древнего Египта?
Существовала ли связь между словесными искусствами и архитектурой?
Если да, то какая?
Почему храмы Нового царства выражают отношение к миру древних египтян?
Объясните, что вы понимаете под синтезом искусств в Древнем Египте?
В каких случаях, рассказывая о художественной культуре Древнего Египта,
вы примените термин монументальность?
В каких ситуациях, рассказывая о художественной культуре Древнего
Египта, вы воспользуетесь термином декоративность?
В чем неповторимость и ценность художественной культуры Древнего
Египта? Что дала миру эта культура?
I часть
Сдача зачета по теме «Художественная культура Древнего Египта»
Цели проведения зачета:
формирование специальных умений по предмету и навыков учебного и педагогического
труда;
анализ возможностей учащихся;
проверка и самопроверка знаний, умений, навыков,
организованные в индивидуальном темпе.
этап.
Подготовительная работа к зачетному ответу.
Всей группе предлагается определенное время для подготовки
к зачетному ответу на вопрос: «Отличительные особенности художественной
культуры Древнего Египта».
Учащиеся вправе провести этот подготовительный этап в
форме самостоятельной индивидуальной работы над книгами, конспектами, опорным
конспектом и т. п., но могут готовиться к зачетному ответу в парах постоянного
или переменного состава.
В процессе подготовительного этапа можно обращаться к
преподавателю по любому неясному вопросу.
На практике этот этап работы протекает почти так же, в
той форме, которую мог наблюдать каждый преподаватель во время сессии в любом
учебном заведении: кто-то уткнулся в книгу или конспект, закрыл уши руками и
что- то бормочет, не замечая никого вокруг. Кто-то быстро встал со своего места
и подсел к столу, где уже сосредоточилась небольшая кучка учеников, слушающая
товарища, который объясняет что-то, периодически заглядывая в опорный
конспект. Какая-то пара устроилась в углу аудитории и дружно обменивается
информацией. Но если знакомая картина, предшествующая любому экзамену или
зачету, чаще всего встречалась в коридорах учебных заведений, то теперь она
разворачивается в учебной аудитории на глазах преподавателя, который принимает
активное участие в процессе подготовки к сдаче зачета. Около его стола
периодически скапливаются желающие получить то или иное разъяснение.
Когда время, данное на подготовительную работу, подойдет
к концу, начинается сдача зачета преподавателю.
этап.
Сдача зачета преподавателю на звание консультанта.
Сдача проходит следующим образом: наиболее активные и
подготовленные, а такие всегда есть в любой группе, поочередно подходят к
столу преподавателя и беседуют с ним по теме зачетного вопроса. Цель беседы с
преподавателем — выяснение и анализ интеллектуальных и педагогических
возможностей, умений и навыков учащегося для осуществления им роли
консультанта. Поскольку первыми к столу преподавателя, как правило, выходят
наиболее активные и подготовленные ученики, то суть работы с ними заключается
в том, чтобы убедиться в их способности излагать полученные знания, умении не
только анализировать произведения искусства, но и передавать свои знания и
впечатления другим.
В процессе разговора преподаватель может индивидуально
работать с каждым из сдающих так, как считает нужным. Может выслушать монолог
учащегося по контрольному вопросу, может предложить прокомментировать опорный
конспект, может использовать слепой конспект или предложить серию вопросов, на
которые ученик должен ответить. Важно, что учащемуся разрешается в процессе
сдачи зачета пользоваться всем, что он считает нужным для убедительности
своего ответа.
Сдавшие зачет получают от преподавателя отличительный
знак «Консультант», который сразу же прикрепляется к одежде, и список
полномочий консультанта (см. с. 102— 103), где объясняется его задача по приему
зачета у любого члена группы, как во время занятия, так и вне его.
этап.
Сдача зачетов консультантам.
С того момента, когда в группе появится хотя бы один
консультант, ученики получают право выбора, сдавать зачет преподавателю или
консультанту. Работа в аудитории на втором этапе выглядит следующим образом: у
стола беседует с очередным претендентом на звание консультанта преподаватель,
выясняя, может ли тот его получить, и в это же время в другом месте аудитории
принимает зачет консультант. Одновременно продолжается подготовительная работа
к зачету у тех, кто не чувствует себя готовым к нему. Так организуется
индивидуальный темп работы по сдаче зачета на самом занятии. За несколько минут
до конца занятия всем присутствующим объявляется порядок и особенности сдачи
зачета во внеучебное время.
этап.
Сдача зачета консультантам во внеучебное время
Этот этап работы проходит без преподавателя, за пределами
учебного времени. Результат работы консультантов, зафиксированный в тетрадях сдавших
ему зачет, читается преподавателем по мере подачи этих тетрадей. Возможен
выборочный опрос, контролирующий работу консультантов. Если преподаватель
сомневается в добросовестности кого-либо из консультантов, то еще на аудиторном
зачетном занятии может состояться контрольный разговор с учащимся, которому
консультант дал положительный отзыв и поставил зачет. Эта беседа должна проходить
в присутствии консультанта. Результаты ее могут либо подтвердить полномочия
консультанта, либо аннулировать их. Это во многом зависит от того, как будет
отвечать не сам консультант, а сдавший ему зачет. О том, что такой контроль
может произойти, все получающие звание консультанта, должны быть предупреждены
в момент получения полномочий.
Обязанности и полномочия консультанта
Консультанту необходимо:
внимательно выслушать и, по возможности, не перебивать своего товарища
во время его рассказа;
быть доброжелательным и мягким в оценках и замечаниях;
помнить, что выражать свои чувства и мысли легко и свободно доступно не
всем, поэтому помогать своему товарищу, быть заинтересованным в том, чтобы
товарищ справился с ответом;
постараться сделать процесс сдачи зачета полезным для пополнения своих
знаний и впечатлений по искусству;
понять, что в восприятии искусства каждый может высказать свое мнение, часто отличное от
других;
сделать процесс сдачи зачета приятной, умной, полезной беседой по
искусству двух заинтересованных в этой беседе людей.
Консультант имеет право:
принимать зачет только по той теме, по которой получил полномочия;
принимать зачет у любого члена группы как на занятиях, так и в любое,
предварительно оговоренное с желающими сдать зачет, время;
делать соответствующую запись о принятии зачета только в тетрадь сдающего
(не в журнал);
запись должна состоять из:
а) указания полной
фамилии консультанта, а не росписи принимающего зачет;
б) краткой
характеристики ответов сдающего, без выставления оценки;
в) в характеристике
ответа должно быть отмечено качество выполнения программы деятельности по
изучаемой теме;
оценить уровень освоения темы можно исходя из того, умеет ли сдающий
правильно воспроизводить и переосмысливать имеющиеся знания и впечатления,
полученные в ходе изучения темы:
а) знает ли содержание и способы выражения тех или
иных видов искусства на данном историческом этапе развития художественной культуры;
б) знает ли
произведения искусства, соответствующие этому этапу;
в) помнит ли сведения,
сообщенные на протяжении всего цикла занятий по теме;
г) может ли
прокомментировать опорный конспект;
д) может ли
интерпретировать (истолковывать) избранные им самим или предложенные
консультантом произведения искусства;
е) может
ли рассказать, как использовать знания и впечатления по теме для работы с детьми. |