Итоговое занятие по теме можно провести на основании
вопросов, поставленных самими учащимися. Если на итоговом занятии по
художественной культуре Древнего Египта контрольные вопросы были сформулированы
преподавателем, то на итоговом занятии по художественной культуре Древней
Греции учащиеся уже отвечают на свои собственные вопросы. В программе
деятельности «греков» предлагалось задание: придумать до тридцати вопросов по
художественной культуре Древней Греции. Эти самостоятельно поставленные вопросы
и являются содержанием итогового занятия. Важно отметить, что на оборотной
стороне карточки с контрольным вопросом каждый его автор должен написать
карандашом, может ли он сам ответить на этот вопрос. В предлагаемой форме
итогового занятия много ценного прежде всего с точки зрения развития
профессиональных умений учителя задавать, формулировать, оценивать вопросы и
ответы. Умение поставить интересный вопрос не менее важно для учителя, чем
способность отвечать на него.
Организовать зачетное занятие по вопросам можно следующим
образом.
1 этап.
Самостоятельная работа в парах постоянного состава.
Содержание работы пары состоит в том, что учащиеся
обмениваются комплектами контрольных вопросов и работают с ними сначала
индивидуально. Пачку полученных вопросов нужно разделить на части: справа
положить карточки с вопросами, на которые дать ответ не удается, а слева — те,
на которые есть ответ. Учащимся и преподавателю сразу видно, каково состояние
работы у каждой пары. По карандашным отметкам на оборотной стороне карточек
каждый участник пары знает, сможет ли он получить ответ на вопрос или сам
автор вопроса затрудняется ответить на него. Те карточки с вопросами, на которые
ни тот, ни другой участник пары дать ответ не могут, кладутся в центр стола.
2 этап.
Совместная работа в парах постоянного состава.
Цель работы — выбрать наиболее удачные вопросы и наиболее
удачные ответы для представления на обсуждение всей группе. Осуществляется эта
задача следующим образом: из левой стопки берутся поочередно карточки, на
вопросы которых сразу же надо давать ответ. Оценивает ответ тот, кто задавал
вопрос. Когда наиболее интересные, по мнению пары, вопросы найдены, один из
участников пары встает. Это сигнал готовности к общегрупповому этапу работы.
3 этап.
Общегрупповая работа.
Цель работы — выбрать наиболее интересные и оригинальные
вопросы по художественной культуре Древней Греции. Протекает она следующим
образом: пары, подготовившиеся к этому этапу раньше других, задают свои
вопросы тем парам, которые выбирают сами. Этот этап заканчивается обсуждением
качества вопросов и ответов на них. Определяются победители.
После общегрупповой работы наступает момент испытания
для группы «греков», которая объявляется экспертной, ей адресуются те карточки
с вопросами, которые были положены в центр стола. Экспертной группе дается
время на подготовку для ответов на вопросы и на определение самого интересного
и оригинального вопроса.
Пока группа «греков» отвечает на вопросы, можно успеть
поставить зачет особенно отличившимся в работе на первом и втором этапах
занятия.
4 этап.
Подведение итогов и выявление консультантов.
«Греки» отвечают на контрольные вопросы, отмечают
наиболее удачные из них и представляют тех, кто, по их мнению, может носить
звание консультанта по вопросам художественной культуры Древней Греции.
|