Эта тема посвящена дизайну вещи. Слово «дизайн» прочно вошло в наш язык. Определенного и точного его перевода с английского нет. Оно может переводиться как проект или эскиз, а также как рисунок или замысел.
Дизайн возник как гуманизация, эстетизация машинного тиражирования
вещей, однако сейчас этот термин применяют и к штучно изготовляемым
вещам и объектам.
В предварительной беседе учитель
должен рассказать о том, что такое дизайн вещи, об историческом и
эстетическом изменении одного и того же бытового предмета, о зависимости
облика вещи от открытий новых материалов и технологий, от
художественно-эстетических приоритетов того или иного времени.
Вещь, как и дом, состоит из ряда объемов, соединяющихся,
врезающихся друг в друга или перетекающих один в другой. Если у дома
есть остов из опор и перекрытий, то у вещи чаще всего несущей
конструкцией является сама ее оболочка, сам корпус, в котором крепятся всякие детали и который является основным объектом приложения творческого труда дизайнера.
Дом такой большой, а вещь в сравнении с ним такая маленькая,
однако проще сделать обобщенный, эскизный макет дома, чем убедительный
макет вещи.
Практические задания следуют за
совместным со всем классом анализом формы вещи, предложенной учителем.
Форма вещи раскладывается на простейшие составляющие ее геометрические
формы. Самостоятельно ученик делает этот анализ либо непосредственно на
фотографии вещи при помощи фломастера, либо карандашом на отдельном
листе бумаги: он создает «геометрический портрет» вещи.
Следующее задание — создание образно-тематической инсталляции.
По сути своей задание предполагает композицию из готовых вещей.
Это коллаж, но не из фотографий и цветной бумаги (хотя они тоже могут
участвовать в композиции), а из настоящих предметов и вещей (ткани,
полимеры, дерево и т. п.) — из всего «мусора», откуда порой «растут
стихи». По своим композиционным принципам и средствам выразительности
инсталляция ближе всего к плакату (иногда в нее даже вставляют текст).
Для чего предлагается такое задание? Во-первых, инсталляция требует внимательного, пристального рассмотрения вещи,
как бы прочувствования ее «души», истории ее жизни, ее контакта
с человеком, осознания вещи как «личности». Во-вторых, в основе
инсталляции лежат важные для постижения основ дизайна принципы
компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.
В-третьих, эта работа даст ребятам некоторую художественную разрядку
в череде макетных упражнений.
Удобнее делать композицию в рамке или на планшете.
Преподаватель должен обратить внимание учащихся на образцы инсталляций
(в учебнике, в художественных журналах и т. д.), на композиционные
приемы, на символику сочетания объектов, а также обсудить тематику
работ. Ребятам предлагается дома собрать материальные объекты, обдумать
композиции, сделать предварительные наброски. Окончательный монтаж
инсталляций делается в классе. |