Эта тема в учебнике подробно не раскрыта, хотя
в программе обозначена. Недооценивать эту тему нельзя, так как
имиджмейкерство прочно заняло свою нишу в мировой практике дизайна.
Занятие по этой теме находится на стыке дизайна и театра, поэтому
требует определенной творческой атмосферы в классе.
В начале урока проводится беседа.
Следует рассказать ребятам, что, став объектом дизайна, человек не
может ограничить его проникновение в свою жизнь только одеждой или
визажистикой. Сегодня сферой деятельности дизайнера становится
формирование всего облика человека, создание имиджа в первую очередь
человека, живущего общественной жизнью, — публичного человека.
Мы часто слышим вокруг: «Имидж, имидж...» А что такое имидж? Имидж (англ.
image) — это вид, облик, впечатление или представление о ком-либо.
А еще «имидж» часто переводится как «образ». Понятие «образ» в русском
языке имеет множество смысловых оттенков. В частности, под образом
понимается лик (по аналогии с ликами на иконах) как истинное лицо
человека, его сущность. Если к этому добавить понимание образа как
художественного обобщения, становится ощутимой разница между понятиями
«образ» и «имидж». Имидж — это сконструированный облик, представление
о предмете или человеке, созданное в определенных целях в желаемом
заказчику направлении. Поэтому на практике имидж предстает скорее как
сокрытие лица — личина, а не как правда о нем.
Каждому человеку свойственно скрывать свои недостатки и
прегрешения, каждому хочется выглядеть лучше, чем он есть на самом
деле. И тут вступают в действие и красивые одежды, и сладкие речи,
и эффектный макияж, и прическа, о которых мы только что говорили,
и масса других, более ухищренных способов воздействия на наше
восприятие. В частной жизни последствия этого значимы лишь для каждого
из нас. Совсем другие масштабы и последствия имиджмейкерство («делание»
облика) приобретает в общественной жизни, когда оказываются задетыми и
сознательно манипулируемыми представления о публичных людях или
событиях гражданского масштаба.
«Я» один и «я» в толпе — это разные «я». В толпе мы теряем
индивидуальность, становимся массой, живущей массовым сознанием и
инстинктами, поэтому и действия наши становятся иными. Имиджмейкеры,
т. е. социальные дизайнеры-конструкторы, воздействуя на наше
подсознание явно и опосредованно, делают нас потребителями своего
товара, превращают нас в зрителей спектакля, только не в рамках театра,
а в масштабах реальной жизни.
Имидж, как и реклама товара, придает известность его обладателю
и вес в обществе. Имидж — ключ к популярности, влиянию, деньгам,
власти. Однако человек, слившись с имиджем, сам, подобно вещи,
становится рыночным товаром. Имидж, как вырвавшаяся тень, начинает
командовать хозяином.
Дизайн служит общим целям имиджа, он визуально-зрелищная часть
имиджмейкерства. Помимо создания стиля в одежде, прическе, дизайн
формирует среду вокруг человека. Появляются постеры, плакаты, слоганы и
растяжки, а также различные вещи, например майки, кружки, воздушные
шарики с его портретами. Изобразительный элемент содержится также
в различных театрализованных акциях — шоу, митингах, телепередачах,
а также в прессе — журналах, газетах, листовках. Одновременно с обликом
человека в сознание других людей внедряется и его общественная или
иная значимость. Одно диктует другое.
Человек все больше и больше скрывается за личиной и сливается
с ней для воспринимающей его аудитории. Придуманный дизайнерами облик
звезд экрана, эстрады или политиков кажется настоящим, а он лишь игра.
На самом деле на публике и дома это разные люди.
Чтобы лучше понять механизм имиджмейкерства и роль в нем
различных форм дизайна, ребята выполняют задание. Можно провести
коллективную деловую проект-игру, моделирующую процесс рекламной
кампании какого-либо товара или выбора, например, «Мисс школы».
Создается сценарий игры и ответственно распределяются роли. В этой игре
могут быть реализованы самые разные формы дизайнерского творчества. |