Текст учебника в достаточной мере раскрывает взаимозависимость формы
и материала, ее создающего. Важно, чтобы учащиеся осознали
конструктивную роль материала в изготовлении предметов и сделали
самостоятельную инженерно-дизайнерскую попытку сочинить вещь.
Задания в большей степени носят
поисковый характер. Учителю нужно иметь некоторый запас материалов,
который он в случае необходимости может предложить ученикам. Надо
сказать, что такого рода запасы есть у большинства детей, их интерес
к оригинальным свойствам материалов достаточно велик. Они собирают
проволочки, липучки, фантики и все, что «еще может пригодиться». Задания
как бы «эксплуатируют» это свойство детской натуры, наблюдающееся,
впрочем, и у взрослых. Недаром где-то существуют карнавалы, шествия,
праздники, костюмы и аксессуары для которых изготовлены из вторсырья.
Сочиняемые вещи могут быть как практически направленными,
утилитарными, так и фантастичными. Здесь необходим мозговой штурм, и,
кстати говоря, то, что сегодня кажется нелепым и невероятным, завтра,
возможно, будет сочтено удивительной догадкой. Задания по
преобразованию «из вещи в вещь» основываются на
неожиданном использовании привычных предметов. Подобные задания
применяются и в творческих, художественных вузах, любят их и зрелые
профессионалы (рис. 19).
Нужно заметить, что эти задания не являются для ребят
чем-то абсолютно новым и ранее неизведанным. Уроки труда, уроки
технологии, телепередачи и многие современные издания рассказывают
о том, что не надо торопиться выбрасывать старые вещи. Удивительно
ценными могут оказаться поиски фантастических и парадоксальных решений
использования материалов или старых вещей. Подобного рода соображения
могут быть выражены и графически (дополнительное задание). |