Авангардизм Авангардная
культура – это совокупность разнообразных эстетических течений, которые
объединяет новаторство в форме, стиле, языке. Это новаторство является
революционно-разрушительным по отношению к прежнему, условно называемому
классическим, искусству и традиционному быту. Авангардизм как явление
обозначился уже в конце XIX в., многие его течения сформировались в
начале XX в., а с 1920—1930-х гг. он уже представлял мощный пласт
мировой художественной культуры.
При всём разнообразии течений авангардной культуры в них
силён элемент экспериментаторства. Для них характерен демонстративный
отказ от зеркального отображения видимой действительности, присущий
реалистически-натуралистическому искусству XIX – начала XX в. Появление
авангардизма тесно связано с эстетическим поиском, научно-техническим
прогрессом и новыми общественными идеями (социалистическими,
анархическими, ницшеанскими и т. д.), отрицанием «старого мира»,
мещанских идеалов, академического искусства. Для одних течений и
творческих объединений характерно воспевание новаций (например, плодов
научно-технического прогресса), для других – их неприятие.
Всемирно известными художниками-авангардистами являются
работавшие во Франции Ф. Леже, живописец испанского происхождения
П. Пикассо, итальянский живописец и скульптор А. Модильяни, один из
лидеров школы фовизма (от фр. «дикий») А. Матисс, эмигрант из России
М. Шагал.
Зародившееся в начале XX в. абстрактное искусство
получило живописное выражение как в композициях из геометрических фигур,
так и бесформенных цветовых гамм. Наиболее известные представители
раннего абстракционизма – русские художники К. С. Малевич и
В. В. Кандинский, творчество которых стало частью мирового искусства. В. В. Кандинский. Танец чёрного квадрата. Фрагмент
Эпатажным течением в искусстве стал сюрреализм
(«сверхреализм», «надреализм»). Для его представителей характерны
свободные ассоциации, парадоксальная алогичность, «новое
мифотворчество», метафоричное воспроизведение действительности. Можно
сказать, что это «мир наизнанку», а в каких-то случаях и демонстрация
«изнанки мира». Ярким выразителем сюрреализма в живописи являлся
испанский художник С. Дали.
Для авангардистской художественной прозы характерен так
называемый «поток сознания», т. е. воспроизведение переживаний и
размышлений литературных героев не в логической упорядоченности, а как
бы в стенографической записи. Такая проза порой производит впечатление
абсурдности происходящего. Авангардистского направления придерживались
писатели: ирландец Дж. Джойс (роман «Улисс»), австриец из Праги Ф. Кафка
(«Процесс», «Замок»). Такие выдающиеся представители литературы, как
американец У. Фолкнер («Сарторис» и др.), русский писатель
А. П. Платонов («Чевенгур», «Котлован»), сочетали в своём творчестве
реалистические и авангардистские приёмы. Темами поиска смысла жизни, её
абсурдности, одиночества человека пронизаны романы немецкого писателя
Г. Гессе («Игра в бисер»), французов Ж. П. Сартра («Дороги свободы») и
А. Камю («Чума»).
В театральном искусстве Запада авангардизм представлен
так называемой драмой абсурда, которая раскрывала в притчах-символах
бессмысленность человеческого существования, алогизм человеческого
поведения. Основоположниками театра абсурда являются драматурги
С. Беккет («В ожидании Годо») – ирландец, писавший на французском и
английском языках, и Э. Ионеско («Носорог») – французский писатель
румынского происхождения.
Наряду с сюрреалистической литературой и живописью на
Западе возникло и развивалось сюрреалистическое киноискусство
(творчество И. Бергмана, Р. Поланского, А. Хичкока). Сюрреалистическая
традиция прослеживается и в фильмах российского кинорежиссёра
А. А. Тарковского («Сталкер», «Ностальгия»).
Несмотря на то что одни авангардистские течения
сменялись другими, основные принципы модернистской эстетики с её
нацеленностью на образное формотворчество оставались неизменными на
протяжении всего XX в.
Особое место в авангардизме занимает андеграунд (от
англ. «подполье»). Этим термином обозначают часто отличающиеся друг от
друга «подпольные» течения в культуре. Общие черты – бунтарский и
эпатажный отказ от принятых норм и ценностей, антиэстетическая по
отношению к господствующей культуре направленность. Такой на рубеже
1950—1960-х гг. была литература американских писателей – идеологов
«разбитого поколения» (Дж. Керуака и др.) с её шокирующей лексикой и
грубо-натуралистическими описаниями. В этой литературе молодёжной
контркультуры «битников» воспевались бродяжничество, социальная
отрешённость, дзен-буддизм.
Отражение жизни общества в реалистическом искусствеВ
XX в. многие выдающиеся художники слова и кисти, отвергая авангардизм,
ориентировались на реалистическое искусство. В то же время характерные
для авангардистов поиски новых форм оказали влияние на их творчество. К
таким писателям, например, относится эмигрировавший из России
В. В. Набоков. Его произведения 1920– 1930-х гг. написаны на русском
языке («Защита Лужина» и др.), а более поздние – на английском
(«Лолита», «Другие берега»).
Многие романы, созданные известными писателями в первой
половине столетия, относятся к жанру «фамильных» эпопей. Но судьбы их
героев не замыкались в сфере личного, а разворачивались на фоне
характерных для той или иной эпохи социальных потрясений. Такова «Сага о
Форсайтах» англичанина Дж. Голсуорси.
После Первой мировой войны в литературу вошли писатели,
темой творчества которых стала драма так называемого «потерянного
поколения», чья молодость была искалечена войной. Этому поколению
посвящены романы немца Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» и
«Три товарища», американца Э. Хемингуэя «Фиеста» и «Прощай, оружие».
Всё большую роль в художественно-культурной жизни
общества начинает играть киноискусство. В 1920-х гг. широко
демонстрировались немые фильмы разных жанров: сентиментальные с участием
М. Пикфорд, романтические с Г. Гарбо, комедийные с Ч. Чаплином,
ковбойские с голливудскими киногероями. В 1930-х гг. их сменили звуковые
фильмы. В год, когда началась Вторая мировая война, вышли в прокат
американские фильмы «Унесённые ветром» и «Грозовой перевал», до сих пор
не сходящие с экрана. Афиша фильма «Унесённые ветром». 1939 г.
Трагедию растерзанной национал-социалистами Германии
глубоко переживали оказавшиеся в эмиграции писатели-антифашисты. Так,
типичная судьба еврейской семьи в гитлеровской Германии была описана в
романе Л. Фейхтвангера «Семья Оппенгейм» («Семья Опперман»). В поисках
ответа на насущные вопросы современности многие немецкие писатели
обращались к истории. Л. Фейхтвангер создал трилогию, главным героем
которой стал римский историк I в. н. э. Иосиф Флавий, Г. Манн – дилогию о
французском короле Генрихе IV и эпохе религиозных войн, его брат
Т. Манн – тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья».
После Второй мировой войны многие деятели культуры
обратились к теме человека, искалеченного войной и фашизмом. Этот мотив
длительное время был ведущим в творчестве немецкого писателя Г. Бёлля
(«Бильярд в половине десятого» и др.), в итальянском киноискусстве
неореализма с его пронзительными сюжетами из жизни маленького человека
(Р. Росселлини, В. де Сика, Л. Висконти).
В условиях политической и социально-экономической
неустойчивости общества в XX в. популярным стал жанр романа-антиутопии. В
получившем известность романе английского писателя Дж. Оруэлла «1984»
будущее представлено в образе тоталитарного общества, основанного на
физическом и духовном насилии. В романе английского писателя венгерского
происхождения А. Кёстлера «Слепящая тьма» раскрывается психологическая
сторона механизма сталинского террора. Оба писателя – Оруэлл и Кёстлер –
участники гражданской войны в Испании, разочаровавшиеся в советском
коммунизме.
Плюралистическая художественная культураВ
искусстве второй половины столетия постепенно размывались эстетические
границы между авангардизмом и реализмом. Так, в романе колумбийского
писателя Г. Маркеса «Сто лет одиночества» причудливо переплетаются
фольклорно-мифологические мотивы и сугубо реалистические зарисовки,
создаётся метафорическая картина жизни Латинской Америки. Такое же
причудливо-парадоксальное совмещение реалистического и
фантасмагорического характерно для творчества аргентинского писателя
X. Кортасара («Книга Мануэля» и др.), бразильца П. Коэльо («Алхимик»),
японца Кобо Абэ («Женщина в песках»). Обращаясь к историческим сюжетам,
писатели сочетали языческие и христианские легенды с
философско-культурологическим осмыслением истории и современности.
Таково творчество серба М. Павича («Хазарский словарь») и итальянца
У. Эко («Имя розы»).
В кинематографии к символико-метафорическому жанру можно
отнести фильмы М. Скорсезе «Последнее искушение Христа»,
А. А. Тарковского «Жертвоприношение». Образы реального мира и их
субъективное преломление в восприятии героев переплетаются в фильмах
Ф. Феллини («Сладкая жизнь», «Восемь с половиной»).
Во второй половине XX в. получили распространение новые
направления в изобразительном искусстве, основанные на игнорировании
всех принятых художественных канонов. Одним из направлений стал
абстрактный экспрессионизм. Девиз его был сформулирован так:
«Освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства
линейки и циркуля, но в первую очередь – освобождение свободно
струящегося цвета от доктринёрских законов формы». Был провозглашён
принцип сверхсвободного искусства: нанесение красок на холст под
влиянием любых субъективных настроений и эмоциональных состояний.
Появились самые разные манеры письма (от работы кистью до разливания
краски на холст) и цветовые структуры картин (в диапазоне от
монохромности до ярких красок, не имеющих аналогов в природе). К
наиболее известным художникам направления можно отнести Дж. Поллока (так
называемая «живопись действия»), Ж. Матье (переплетение линий и точек),
А. Горки. Другим популярным направлением стал поп-арт. Самым знаменитым
его представителем является американский художник, фотограф,
кинорежиссёр Э. Уорхолл. В своём творчестве он использовал разные
приёмы: «тиражирование» в рамках картины одного и того же лица
(например, Мэрилин Монро) или вещи (бутылки кока-колы); создание
художественных композиций-коллажей. Уорхоллу принадлежит известное
изречение: «Почему вы думаете, что холм или дерево красивее, чем газовый
насос?» Поп-арт знаменует переход от картин-полотен к инсталляциям.
Инсталляция (англ. «установка, размещение, монтаж») в
настоящее время получила широкое распространение как вид искусства.
Сейчас их можно встретить на большинстве художественных выставок. Они
представляют собой пространственные композиции, необычные сочетания
предметов и форм из различных материалов. Вставленная в инсталляцию вещь
как бы меняет своё функциональное назначение и приобретает
символическое значение.
МузыкаСущественный вклад в
развитие мирового музыкального искусства в начале XX в. внесли русские
композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и И. Ф. Стравинский. В
дальнейшем Рахманинов и Стравинский эмигрировали из России и включились в
музыкальную жизнь США. Воспитанный на традициях русской классической
музыки, Стравинский отразил в своём многолетнем творчестве чуть ли не
все разновидности модернизма. Большая часть поздних сочинений
Стравинского, автора ряда опер и балетов, связана с религиозной
тематикой («Священное песнопение», «Плачи» и др.). Вершиной его
творчества стал написанный в 1960-х гг. «Реквием». Во Франции в этот
период творил М. Равель, чьи музыкальные произведения отразили две
тенденции – импрессионистскую и неоклассическую. Композитор М. Равель за роялем. Крайний справа Дж. Гершвин
В течение всего XX в. в США сосредоточивались
крупные музыкальные исполнительские силы. Бостонский и Филадельфийский
симфонические оркестры получили известность во всём мире. Видным
американским композитором является Дж. Гершвин. В опере «Порти и Бесс» и
других произведениях он использовал элементы джаза – нового для XX
столетия направления в музыкальном искусстве, уходящего своими корнями в
пласты афроамериканского фольклора. Наполненная импровизациями джазовая
музыка с начала XX в. распространялась по всему миру. В джазе
существует ряд разных направлений и стилей, которые то сменяли друг
друга, то сосуществовали одновременно. Известнейшим американским
джазовым музыкантом-импровизатором был трубач и певец Л. Армстронг. Во
второй половине столетия в США сформировался новый сценический жанр –
мюзикл, сочетающий элементы оперетты, балета, мелодрамы.
Возрождение английского музыкального театра во многом
связано с творчеством композитора и дирижёра Б. Бриттена, опиравшегося
на национальные традиции XVI–XVII вв. С Лондоном связали свою
сценическую деятельность блестящие русские балерины А. П. Павлова и
Т. П. Карсавина. В течение 15 лет Карсавина являлась вице-президентом
английской Королевской академии танца. Обе балерины выступали на сценах
Парижа, Берлина и многих других городов. Огромной популярностью во всём
мире пользовались постановки русских хореографов В. Ф. Нижинского,
С. М. Лифаря, Г. М. Баланчина. За полвека Баланчин сформировал в США
новую, американскую традицию классического танца. К. Ф. Реутерсвэрд. Не насилие. Монумент, посвященный Дж. Леннону. Нью-Йорк
В 1960-х гг. победным шествием по всему миру прошла
рок-музыка, характерной чертой которой является экспрессивный ритм,
использование электронных инструментов, первоначальная ориентация на
молодёжную аудиторию. У её истоков стояли чернокожие американские
музыканты и их последователь – певец Э. Пресли, именовавшийся «королём
рок-н-ролла». Участники британской группы «Битлз» (Дж. Леннон,
П. Маккартни, Дж. Харрисон, Р. Старр) придали рок-музыке социальный
заряд и начали синтезировать её с другими стилями. Подхватившие их идеи
музыканты создали пёструю звуковую палитру, в которой характерные для
рока черты переплелись с европейской классикой, народными песнями,
джазом, восточными мотивами, электронной психоделикой.
АрхитектураАвангардистские
тенденции были характерны и для архитектуры. Одним из основоположников
новых подходов к архитектурному творчеству был француз Ш. Э. Ле
Корбюзье. В книге «Планировка городов» он выступил за то, чтобы
придавать конструкциям зданий эстетическую выразительность за счёт
использования новейших строительных материалов. По его проекту в Москве
был возведён Дом Центросоюза (ныне здание ЦСУ), строгие геометрические
линии которого сочетаются с огромными застеклёнными поверхностями.
Причудливыми, фантастическими формами отличались здания, построенные
испанским архитектором А. Гауди (собор Святого семейства в Барселоне). Ф. Райт. Дом над водопадом. 1939 г.
Образцами современной архитектуры являются
построенный в конце 1950-х гг. город Бразилиа с удивительными,
необычными по композиции административными и общественными зданиями
(архитектор О. Нимейер), новая столица Казахстана Астана, площадь перед
комплексом ООН в Нью-Йорке, Национальный центр искусства и культуры им.
Ж. Помпиду в Париже. Для второй половины столетия характерно стремление
архитекторов органически вписать здания в окружающий ландшафт, сделать
их максимально функциональными внутри, сохраняя различные
авангардистские подходы к внешним формам.
Массовая культураВ условиях
индустриализации и урбанизации, распространения всеобщей грамотности,
появления новых видов и форм искусства, рождённых техническим
прогрессом, возникло явление массовой культуры. С уровня, требующего
подготовки к её квалифицированному восприятию, культура перешла на
уровень обыденного понимания неподготовленного массового потребителя.
Такой уровень культуры не связан с познавательными усилиями для усвоения
художественного образа, который стал простым и доступным. Важной
характеристикой массовой культуры является её интернациональный характер
и тенденция к коммерциализации.
Разделение культуры на элитарную и массовую
прослеживается в киноискусстве – новом для XX в. виде художественного
творчества. Если раньше в персонализированном мире художественных
образов могли жить лишь немногие фанатики чтения, то теперь в мир
киногрёз и киновнушений втягивалась человеческая масса. Молодёжь
подражала героям кинофильмов и модным актёрам. Новый толчок к расширению
рынка кинопродукции дало появление телевидения, а затем и видеотехники.
Однако и сам кинематограф не избежал дифференциации – по мере
расширения его творческих возможностей произошло разделение кинофильмов
на массовые и элитарные.
Сферой массовой культуры явились песни и танцевальная
музыка. Создаваемая композиторами песенная «продукция» сильно потеснила
традиционный фольклор, а массовая танцевальная культура урбанистического
общества вытесняла народные танцы. Танго и фокстрот стали одними из
самых распространённых массовых танцев. Теперь стали не обязательны
музыканты. В любой квартире в любое время можно было танцевать под
граммофон. В дальнейшем благодаря радиовещанию и телевидению модные
мелодии стали мгновенно разноситься по свету, формируя устойчивый спрос
на продукцию музыкальной индустрии – пластинки, магнитофонные кассеты,
лазерные компакт-диски, МРЗ-файлы. Концерты популярных певцов и
музыкантов собирают десятки тысяч зрителей. Родилась новая сфера
предпринимательской деятельности – шоу-бизнес. Частью массовой культуры
стала и печатная продукция, ориентирующаяся на самую широкую аудиторию:
детективные и «любовные» романы, комиксы, «бульварные» газеты и журналы.
Несмотря на то что мировое
искусство развивалось в условиях политизированного и идеологизированного
общества, для художественной культуры XX – начала XXI в. в целом
характерна гуманистическая направленность, усиление внимания к сложному
рисунку личности человека, к индивидуальному в психологии и
переживаниях. Особенностью развития художественной культуры стало
появление новых видов и форм в искусстве, связанных прежде всего с
авангардизмом и новыми возможностями в использовании научно-технических
достижений.
Вопросы и задания1. Как
вы думаете, почему в XX в., несмотря на широкое распространение
искусства авангарда, продолжали развиваться реалистические традиции?
Назовите известных вам писателей и художников авангардистского и
реалистического направлений.
2. Приходилось ли вам видеть фильмы, созданные в эпоху
«немого» кино? Каких киноактёров этого периода вы знаете? В чём
особенности художественного языка этих фильмов?
3. Как вы думаете, почему рок-музыка была тесно связана с
молодёжным движением 1960-х гг.? Какие черты мировоззрения Дж. Леннона
отразил автор посвященного ему монумента?
4. Приведите примеры наиболее популярных в последнее
время произведений массовой культуры. На основании каких критериев вы
отнесли эти произведения к массовой культуре?
5. Прочитайте фрагмент «Манифеста сюрреализма», написанного в 1924 г. французским писателем А. Бретоном, и ответьте на вопрос.
«Сюрреализм – психический
автоматизм в его чистом состоянии, с помощью которого мы предлагаем
выразить… реальный процесс мысли. Это запись мысли в отсутствие контроля
со стороны разума и вне каких бы то ни было эстетических или моральных
соображений».
Какие характерные черты искусства авангарда отражены в цитате?
6. В параграфе перечисляются имена многих писателей.
Назовите тех из них, чьи произведения вы читали. Проанализируйте эти
книги с точки зрения тематики, художественного направления, особенностей
литературного стиля, характерных для того или иного автора. |