Междуречье: народы, государства, цивилизацияСамые
первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего
Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для
поступательного развития общества. Таким регионом было Междуречье
(Месопотамия), расположенное в долинах рек Евфрат и Тигр. Здесь с
появлением шумерских городов-государств сформировалась одна из ранних
цивилизаций. Образование городов было связано с необходимостью
проведения ирригационных работ, объединивших и скоординировавших усилия
большого количества людей. Увеличение площади обрабатываемых земель в
болотистых или засушливых районах стало возможно при организации
коллективного труда, требовавшего управления и контроля. Возникновение
организующих центров общественной жизни было связано также с усложнением
социальной структуры – появлением жрецов, воинов, ремесленников, а
также необходимостью отстаивать интересы поселений в конфликтах с
соседями и укреплением власти военных вождей. С выделением слоя
управляющих и жрецов начала складываться государственная власть,
опирающаяся на волю богов, авторитет правителя и военную мощь.
Государство включало религиозный и административный
центр – город и зависимые от него сельские общины. В центре каждого
города находились храм, владевший вне города землями, на которых велось
храмовое хозяйство, и дворец правителя – военного вождя. В борьбе за
власть между верховными жрецами и военными вождями с течением времени
одерживали победу вожди, становившиеся царями. В обширных храмовых
хозяйствах, которые постепенно превращались в царско-храмовые,
использовался труд крестьян, получавших наделы для ведения личного
хозяйства, и рабов. Между городами-государствами велись войны, которые в
конечном счёте привели к складыванию единого государства под властью
царей Аккада. Власть царя передавалась по наследству. Гудеа – правитель шумерского города-государства Лагаш. XXII в. до н. э.
Жрецы и писцы являлись носителями культуры.
Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение
письменности – клинописи, в дальнейшем применявшейся и другими народами
Передней Азии.
В первой половине II тыс. до н. э. большая часть
Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до
н. э.). Столица его государства – Вавилон – стала одним из крупнейших
торговых и культурных центров Древнего мира. Это был огромный город,
населённый представителями многих народов. Здания в Вавилоне строились
из сырцового кирпича, а главные архитектурные сооружения облицовывались
глазурованной цветной плиткой, покрытой изображениями животных. Над
городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней (90 м), со
строительством которой связана библейская легенда – после Всемирного
потопа люди решили построить башню до небес; за эту дерзость Господь
покарал строителей: наделил их разными языками, и они, перестав понимать
друг друга, рассеялись по всей земле. Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша. Рельеф верхней части столба Свода Законов. XVIII в. до н. э.
В Нововавилонском царстве, как и в предшествующее
время, центрами экономической, культурной и политической жизни являлись
крупные города, которые управлялись советом старейшин, состоявшем
преимущественно из жрецов. Совет старейшин выполнял административные и
судебные обязанности. Основу богатства государств Междуречья составлял
труд крестьян, ремесленников и рабов. Последние работали преимущественно
в храмовых хозяйствах и на строительстве. Большое развитие получила
торговля – как внутренняя, так и внешняя. Мерилом стоимости были
серебряные слитки. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в
истории подробный свод законов был составлен царём Хаммурапи. Раненый лев. Ассирийский рельеф. VII в. до н. э.
В XII–XI вв. до н. э. происходит возвышение другой
державы – Ассирии, расположенной севернее Вавилонии. В результате
жестоких завоевательных походов ассирийских царей почти вся Передняя
Азия оказалась под их властью. В 689 г. до н. э. ассирийцы захватили и
разрушили Вавилон, однако так и не смогли установить прочную власть над
покорёнными странами. В 605 г. до н. э. Ассирийская держава была
уничтожена объединёнными силами мидийцев, живших к северо-востоку от
Междуречья, и возродившегося Вавилона.
Древний ЕгипетВ середине IV тыс.
до н. э., когда уже существовали шумерские города-государства, сложилось
древнеегипетское государство, занимавшее долину реки Нил от первого
порога до впадения в Средиземное море. В отличие от Междуречья, здесь
проживало этнически однородное население и существовала привязанная к
разливам Нила единая эколого-экономическая система.
Египетское государство представляло собой классическую восточную деспотию,
т. е. сверхцентрализованное государство, в котором вся полнота власти
принадлежала наследственному монарху. Слово фараона (царя) было законом:
он назначал на высшие должности чиновников, распределял между ними
поручения, отдавал приказы. Установление законов, государственное
строительство, ирригационные работы, горное дело, внешняя политика – всё
определялось правителем. В его распоряжении находились государственные
ресурсы – человеческие, земельные, продовольственные, вещевые. В
управлении страной фараон опирался на придворную знать и правителей
номов (от греч. – область, округ) – административно-территориальных
единиц, на которые делился Египет.
Египтяне считали фараона сыном бога солнца, почитали как
символ благосостояния и процветания страны. Одной из главных личных
забот правителя было создание ещё при жизни собственной усыпальницы.
Согласно религиозным верованиям египтян, человек после смерти продолжал
жить в загробном мире. Но поскольку душа не может существовать без тела,
его необходимо было сохранить.
В связи с этими верованиями в Египте разработали
методику бальзамирования тел, что давало возможность длительного или,
как предполагали египтяне, вечного сохранения мумии. Усыпальница и её
содержимое – всё, что необходимо человеку в загробной жизни, – должны
были соответствовать его положению в обществе. Рамзес II. Древнеегипетский рельеф. XIII в. до н. э.
Одной из обязанностей фараонов было также
строительство храмов, украшавшихся статуями богов. Каждый город имел
своего бога-покровителя. Верховным богом в Египте считался бог солнца
Ра. Когда столицей государства стал город Фивы, его покровитель бог Амон
начал отождествляться с Ра – Амон-Ра. Грамотность, знания, образование –
вся духовная жизнь общества сосредоточивалась в руках жрецов. Большое
влияние жрецы главных храмов оказывали на внутреннюю и внешнюю политику
фараонов.
Древняя ИндияВо II тыс. до н. э.
на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского
происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой
цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление
на четыре варны (санскрит – качество, цвет) – сословия,
отличающиеся положением в обществе. Три из них считались высшими:
брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшья (земледельцы, ремесленники,
торговцы). Их представители назывались «дважды рождёнными», так как
проходили обряд посвящения – второе рождение. В низшую варну входили
шудры, призванные обслуживать «дважды рождённых». Человека к варне
относили по рождению, переход из одной варны в другую был невозможен. В
сословно-кастовую систему общества входили также неприкасаемые – те, кто
не принадлежал ни к одной варне, – племена, занимавшиеся охотой и
собирательством, а также представители «грязных» профессий. В Индии, как
и в других древних цивилизациях, было распространено рабство.
Земледельческое население жило общинами, являвшимися
коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины
содержали обслуживающих их нужды ремесленников. Община в Индии имела не
только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в
политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в
её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских
государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью
монарха при полном бесправии подданных. В то же время Индия не знала
жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется,
например, термин «империя», то следует помнить, что это было
объединение ряда государств и племён, правители которых находились в
разной зависимости от центральной власти и друг от друга.
Брахманы были единственными грамотными людьми и
носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали
священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке – санскрите –
носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригведе – первом
известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000
религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».
Высшее место в пантеоне богов занимали Брахма – творец
Вселенной, Вишну – сохранитель и Шива – разрушитель. Древняя религия
брахманизм со временем видоизменялась – в результате её развития
сложился индуизм, который в настоящее время широко распространён в Индии
и считается одной из мировых религий. Танцующий бог Шива. Индия
В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая
религия – буддизм. Её основателем стал Будда (санскрит – просветлённый),
наследный принц из рода Гаутама (другое имя – Шакьямуни – отшельник из
племени шакья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к
заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга
страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как
достиг особого состояния – нирваны (санскрит – угасание), абсолютной
отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики
составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и
бодхисатв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах,
призваны спасти всё живое от страданий.
В религиозно-философских и этических воззрениях
индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «карма» (санскрит
– деяние). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях
определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после
смерти (реинкарнация – перерождение). В отличие от индуизма, буддизм не
признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих
человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил
буддизм. Последний получил широкое распространение в странах Южной и
Восточной Азии.
Древний КитайКолыбелью
древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ.
Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В
последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал
огромной по размерам страной.
В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств –
наступил так называемый период «Борющихся царств». К этому времени
относится возникновение конфуцианства – этико-политического учения,
ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни
китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и
страданий простого народа основатель учения Конфуций (ок. 551–479 гг. до
н. э.) обратился к старинным традициям общественной жизни. В них
учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В
центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения.
Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек,
обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и
долг. Гуманность в трактовке философа включала справедливость, чувство
собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг
понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось
стремление к знаниям.
Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя,
должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам
поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и
богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом
поведения являлось подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как
умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность
семьи, а семейное соподчинение проецировалось на социально-политическую
иерархию. Всадник на верблюде. Китай
В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство,
основателем которого стал император Цинь Шихуанди (259–210 гг. до
н. э.). При следующей династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)
(«хань» стало самоназванием китайцев) конфуцианство утвердилось в Китае в
качестве государственной идеологии. Под его влиянием появилось особое
привилегированное сословие чиновников – шэныпи (кит. – учёные мужи), в
которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень
и получавшие после этого право занимать государственные должности. С
упрочением положения шэныпи в Китае сложилась централизованная
бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские
устои и буддизм.
Культурное наследие Древнего ВостокаКаждая
древневосточная цивилизация внесла немалый вклад в развитие мировой
культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение
письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря,
зачатки научных знаний, архитектурные памятники, произведения
художественной литературы, первые регулирующие общественную жизнь
законы.
Благодаря письменности передача накопленных знаний от
поколения к поколению стала устойчивой, сложилась система образования.
Распространение письменности, её использование в делопроизводстве и при
заключении торговых сделок привели к переходу от сложных форм
(иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной).
Первый фонетический алфавит, возникший на Ближнем Востоке, в Финикии,
лёг в основу современных алфавитов – греческого, латинского,
кириллического и др.
Первые литературные произведения также появились на
Востоке. Это и героический шумерский эпос о Гильгамеше, и произведения
разных жанров, созданные египтянами. Около 900-х гг. до н. э.
в Палестине началось составление текстов Пятикнижия (Торы),
рассказывающего об истории еврейского народа. На рубеже II–I вв. до
н. э. были созданы «Исторические записки» Сыма Цяня, в которых
описывалось прошлое Китая.
Немалыми были древневосточные достижения в медицине.
Мумифицируя умерших, египтяне знакомились со строением человеческого
тела, составляли описания болезней и фармакологические предписания. До
наших дней сохранился папирус, являющийся учебником по анатомии и
хирургии. Методика иглоукалывания, возникшая в Китае, с успехом
применяется в медицине и в настоящее время.
Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам,
вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время
солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических
знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система
исчисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на
12 месяцев. В странах Древнего Востока с применением математических
расчётов и технических навыков были созданы монументальные архитектурные
сооружения, получило развитие изобразительное искусство – живопись,
барельефы, скульптура.
Памятники древневосточных цивилизаций – пирамиды, храмы,
статуи, живопись, украшения – поражают воображение: одни – своей
грандиозностью, другие – яркой художественной изобразительностью.
Древний Восток стал колыбелью
цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии.
Европейская цивилизация через Античность восприняла культурные
достижения народов Месопотамии и Египта. Культурные достижения индийской
и китайской цивилизаций стали известны европейскому миру много позже,
уже в период Нового времени.
Вопросы и задания1. Где и когда зародились самые древние цивилизации?
2. Что общего в цивилизациях Древнего Востока и каковы их главные отличия друг от друга?
3. Что такое деспотия? Каковы её основные черты?
4. Рассмотрите одно из религиозно-философских учений Древнего Востока. В чём его особенности?
5. Какой вклад внесли древневосточные цивилизации в мировую культуру? |