Изменения в материальном мире В
конце XVIII в., на заре индустриальной цивилизации, у положившего ей
начало промышленного переворота было немало противников. Некоторые
учёные даже утверждали, что быстрый экономический рост вызовет конфликт
человека с природой: истощится земля, иссякнут запасы полезных
ископаемых, меньше станет скота, рыбы, птиц. Ведь в ту пору земля
казалась единственным средством получения пропитания и сырья, а главными
источниками энергии считались уголь и дерево, ресурсы которых были
огромны, но отнюдь не беспредельны.
Однако в XIX в. человечество нашло новые возможности,
предвидеть которые в начале промышленного переворота, естественно, никто
не мог. Были, в частности, открыты новые источники энергии и более
экономичные способы её использования. К концу XIX в. резко возрастает
значение нефтяной промышленности. Ещё одну новую энергетическую базу
позволило создать освоение электрической энергии. Был изобретён и
двигатель внутреннего сгорания, в дальнейшем совершивший подлинный
переворот в транспорте, сельском хозяйстве и военной технике. Возникли
электрохимия и электрометаллургия, изменился и городской транспорт – на
смену конным экипажам пришли трамваи, а затем и автомобили и автобусы. Американский изобретатель То́мас Э́дисон
В XIX – начале XX в. было сделано множество открытий
и изобретений, полностью изменивших облик цивилизации: телеграф,
электрическое освещение, радио, телефон, воздухоплавание, автомобиль,
кинематограф и пр. Совершенно преобразились труд и быт человека, что
было связано с активным внедрением машин в производство. Правда, порой
говорили, будто бы механизация труда ведёт к превращению работника в
придаток машины, безличное существо, «винтик». Но время средневековых
мастеров, которые любовно и неторопливо создавали штучные изделия,
несущие на себе печать индивидуальности «автора», безвозвратно уходило в
прошлое. Преимущества, которые давал человечеству технический и научный
прогресс, год от года становились всё очевиднее.
Что привело к быстрому развитию научно-технического прогресса? Как он повлиял на окружающую среду и человеческое общество?
Взрыв социальной мобильностиВ
XVII–XVIII вв. значительно повысилась мобильность общества, т. е.
у людей появилась возможность переезжать в другие города и страны, а
также значительно изменять своё общественное положение. Социальная
мобильность стала одной из важнейших примет индустриальной цивилизации.
Она, в частности, сделала возможным появление в Северной Америке
совершенно нового государства – США. В определённой мере это можно
сказать и о странах Латинской Америки, завоевавших независимость в
первые десятилетия XIX в. Ведь их население также во многом состояло из
потомков европейских завоевателей (испанцев и португальцев) и насильно
перевезённых из Африки негров.
Таким образом, европейское общество уже в XVII–XVIII вв.
утратило былую стати́чность (т. е. неподвижность), в буквальном смысле
слова придя в движение. Но в XIX в. происходит поистине взрыв социальной
мобильности. Меняется и её содержание: мобильность становится менее
стихийной, т. е. перестаёт зависеть от многих случайных обстоятельств.
Так, в XVII в. многие протестанты, вероятно, предпочли бы остаться на
европейской родине, если бы там они не страдали от религиозных гонений. А
негров, массами вывозимых из Африки в трюмах кораблей, и вовсе никто не
спрашивал, хотят ли они ехать в неведомую им Америку.
Основной поток переселенцев в XIX – начале XX в., как и
прежде, направлялся в США. С 1820 г. и до начала Первой мировой войны,
т. е. за 94 года, в США прибыло (главным образом из Европы) около
32 млн. человек. Среди них были англичане и французы, немцы и итальянцы,
к концу XIX в. заметно возрос приток иммигрантов из Южной и Восточной
Европы, в том числе и из России. Немало европейцев переселилось и в
колонии – в Алжир и Индию, Канаду и Австралию и т. д. А на юге Африки
возникли бурские республики со значительным белым населением. Белые
колонисты охотно переселялись туда и после завоевания этих республик
Великобританией. На телефонной станции
Значительно выросла в XIX в. социальная мобильность и
в среде тех, кто продолжал искать счастья на родине. Окончательная
ликвидация сословных ограничений, расширение и укрепление круга
буржуазно-демократических свобод, не очень быстрый, но стабильный подъём
уровня жизни создавали благоприятные условия, при которых энергичные и
предприимчивые люди могли принципиально изменить своё имущественное и
социальное положение. Конечно, рабочему или крестьянину было гораздо
сложнее попасть в верхи общества, чем тем, кому это практически
гарантировалось родством или солидным капиталом.
Почему взрыв социальной мобильности произошёл в XIX в.? К каким изменениям в экономике и обществе он привёл?
Перемены в сознании людейСерьёзные
политические и экономические изменения в жизни общества, произошедшие к
началу XX в., не могли не отразиться и на сознании человека
индустриальной эпохи. Он всё яснее стал понимать свою ответственность не
только за собственную жизнь, но и за судьбы общества. Развитие
транспорта и различных систем связи способствовало восприятию человеком
мира как единого организма.
Этому же помогало и постоянное расширение и углубление
потока информации. К началу XX в. широкие массы населения могли получать
сведения об интересующих их событиях (например, о ходе Англо-бурской
войны или о результатах президентских выборов в США) едва ли не
одновременно с очевидцами этих событий. Владельцы газет торопились как
можно быстрее, опережая конкурентов, донести все важные известия до
своих читателей. Статуя Свободы в Нью-Йорке. Дар Франции американскому народу. Скульптор Ф. Бартольди
Вместе с расширением кругозора у человека эпохи
индустриальной цивилизации менялось и качество его сознания: оно
становилось более гибким, более чутким к «чужим» точкам зрения,
позициям, теориям, о которых примерно до середины XIX в. знал лишь
весьма узкий круг лиц. Прежнее безразличие значительной части общества к
важнейшим явлениям жизни (политике, идеологии и пр.) создавало своего
рода пропасть между основной массой населения и теми, от кого в той или
иной степени зависели судьбы десятков, а порой и сотен миллионов людей. И
это нередко позволяло властям государств действовать (а мыслителям –
творить) вопреки интересам общества.
В течение XIX в. это положение последовательно
изменялось. Государство шаг за шагом как бы передавало свои полномочия
обществу, которое всё в большей мере становилось гражданским, т. е.
способным к самостоятельной активности. Конечно, для этого были
необходимы достаточно высокая зрелость и сознательность общества, его
готовность взять на себя часть той ответственности, которая прежде
лежала на государстве, на профессиональных политиках.
Разумеется, в каждой стране, в каждом обществе этот
процесс развивался по-разному. Там, где демократические права и свободы
появились и укрепились раньше, население быстрее реагировало на
изменения в конкретной стране и в мире в целом. В тех же государствах,
где права и свободы народа ограничивались либо им не уделялось должного
внимания, возникал раскол между властью и значительной частью общества.
Уровень общественного сознания в таких странах, как правило, был
недостаточно развитым, оно нередко подвергалось воздействию примитивной
радикальной пропаганды.
В
каких странах в XIX– начале XX в. сложились наиболее благоприятные
условия для возникновения зрелого гражданского общества? С чем это было
связано?
Новое в мире идейДуховный
мир человека в условиях индустриальной цивилизации в течение XIX в.
стал неизмеримо богаче. Изменения в сознании людей, о которых мы только
что говорили, вызывали у них желание получать больше информации и
активнее участвовать в жизни общества. Эти изменения привели и к тому,
что всё больше людей стремилось приобщиться к новым философским и
научным идеям, сопоставить их с собственными взглядами, которые
становились более зрелыми и осмысленными. Этому способствовали реформы в
области образования, проводившиеся во многих странах.
В то же время и сами идеи, теории и учения становились
понятнее и доступнее людям. Современники были буквально потрясены
работами английского естествоиспытателя Чарлза Да́рвина (1809–1882):
ведь из них следовало, что человек вовсе не был сотворен Богом по своему
образу и подобию. Дарвин, о теории которого продолжают спорить и в наши
дни, утверждал, что человек был создан силами природы и произошёл от
высокоразвитого животного – обезьяны. Конечно, многие современники
приняли новую теорию в штыки: кому же захочется признать мохнатое
сгорбленное существо своим «родственником»! Чарлз Дарвин
Ещё большее неприятие вызвали труды Зи́гмунда
Фре́йда (1856–1939). Этот австрийский врач-психиатр создал теорию
психоанализа, позволяющую заглянуть в самые потаённые уголки
человеческой души. К возмущению многих, Фрейд увидел там примитивные
страсти, вновь напомнившие о родстве человека с животным миром.
Основываясь на многочисленных опытах, Фрейд показал, что в глубине
человеческого разума скрыто подсознание – «кипящий котёл инстинктов», –
которое подчиняется только стремлению к бесхитростным удовольствиям. И
поэтому в сознании человека идёт постоянная борьба между разумным
началом и животными инстинктами.
Исследования Дарвина, Фрейда и других учёных, казалось
бы, развенчивали все прежние ценности. Но они помогали людям по-новому
осмыслить привычные понятия, критически взглянуть на свои страсти и
инстинкты, чтобы сдерживать и контролировать их. На рубеже XIX–XX вв.
это стало особенно важным, так как изменения в сознании человека не
всегда оборачивались пользой для общества. Довольно широкое
распространение получили неверие в разум и прогресс, эгоизм и даже
нигили́зм (т. е. отрицание всего, всех культурных, моральных и прочих
ценностей).
Некоторые мыслители в той или иной форме давали понять,
что к началу XX в. европейская цивилизация, добившись предельных
успехов, переживала тяжёлую болезнь, подобно тому как в конце даже самой
яркой жизни всё равно наступает смерть. Именно такую картину рисовал в
своём главном труде «Закат Европы» видный немецкий философ О́свальд
Шпе́нглер (1880—1936). Но время показало, что «закат» был только
кажущимся. Кризисные явления в политике и экономике, в настроениях
общества не стали определяющими для его развития и в целом успешно
преодолевались.
Подведём итогиЗначительные
изменения в материальном и духовном мире человека эпохи индустриальной
цивилизации постепенно меняли и его сознание. В ряде стран возникло
зрелое гражданское общество, которое в союзе с государством стремилось
содействовать прогрессу, росту благосостояния населения. Зрелость и
растущая гражданская ответственность общества помогали преодолевать
различного рода кризисы. И всё же серьёзнейший политический кризис
привёл человечество к мировой войне.
Вопросы1*. Какие научные открытия и
изобретения, появившиеся к началу XX в… создавали угрозу для природы,
человека и общества? Можно ли избежать негативных последствий, запретив
«вредные» научные исследования?
2. Какие страны получили преимущество от массовой иммиграции? Каким она принесла вред? Почему?
3. В чём состояло преимущество стран, в которых
сложилось гражданское общество? Почему им удавалось быстрее продвигаться
по пути прогресса?
4. Что именно порождало у ряда мыслителей на рубеже
XIX–XX вв. опасения тяжёлого кризиса цивилизации? Были ли для таких
опасений объективные основания?
Задания1*. К концу XIX в.
увеличилась эмиграция из России в США. На основании того, что вам
известно о США и о России конца XIX – начала XX в. (из учебника, другой
литературы, кинофильмов и т. д.), составьте небольшой рассказ «от имени»
русского эмигранта. Его профессию и социальное положение можете выбрать
сами. Помимо того, что вам захочется «рассказать», обязательно вкратце
осветите следующие вопросы: причины выезда из России; цели, которых
эмигрант хотел добиться; его первые впечатления и отзывы о США.
2. Немецкий философ XIX в. Ф. Ницше в книге
«Антихристианин» писал: «…больше силы, больше власти! Не мир, а война,
не добродетель, а доблесть… Пусть гибнут слабые и уродливые – вот первая
заповедь нашего человеколюбия! Надо ещё помогать им гибнуть».
Выскажите своё отношение к этим словам. Представители
каких направлений общественной мысли XIX в. поддержали эти идеи, а каких
– осудили бы? |