Цель урока: а) раскрыть
причины социальных конфликтов; б) раскрыть причины борьбы
за власть; в) способствовать осмыслению школьниками
себя как граждан.
Лучшей формой организации урока будет сочетание
индивидуальной и групповой работы. Поскольку тема достаточно сложная, желательно
данный урок провести, используя методический прием «лекция
с элементами беседы».
Первая часть урока — работа в группах.
Объявив тему урока, учитель говорит о том,
что социальный конфликт — это столкновение
интересов различных групп, сообществ людей (лучше, если это определение
будет записано на доске). Затем предлагает школьникам вспомнить
уже известные им виды конфликтов (межличностный, межнациональный)
и назвать их основную причину. Необходимо добиться, чтобы была
названа причина, являющаяся общей и для межличностного, и для
межнационального конфликта: неудовлетворенные ожидания.
Для того чтобы школьники интеллектуально
включились в слушание лекции, целесообразно перед ее началом
провести мини-обсуждение следующих высказываний:
«Недолговечна та власть, которая управляет
во вред народу» (Луций Сенека Младший (ок. 4—65 гг.
н. э.), римский философ и писатель).
«Можно дурачить часть народа все время;
можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить
все время весь народ» (Авраам Линкольн (1809—1865),
американский политический деятель, президент США с 1861 по 1865 г.).
«Нельзя безнаказанно управлять государством
без народа и против воли народа» (Морис Торез (1900—1964),
деятель французского коммунистического движения).
Необходимо обратить внимание на то, что эти высказывания
принадлежат людям, жившим в разных странах и в разные
эпохи, но тем не менее они очень близки по смыслу.
Вопросы к классу
для группового обсуждения:
1. Авторы этих высказываний основную причину
социального конфликта видели в противостоянии народа и власти.
Как по-вашему, что включает понятие «народ»:
а) только рабочие и крестьяне;
б) все слои населения: рабочие, крестьяне,
интеллигенция, средние и мелкие предприниматели?
2. Если бы вас попросили пояснить понятия
«вред народу», «дурачить народ», «управлять
государством без народа», как бы вы их раскрыли?
На работу для подготовки следует отвести
не более 5 мин. Желательно, чтобы свои ответы школьники
написали на листах бумаги и оставили для последующего сравнения.
Выслушав (без комментариев и оценок) ответы групп,
учитель переходит к объяснению нового материала, во время
которого (для активизации слушания) предлагает заполнить в таблице
графу «Особенности социальных конфликтов» (задание 2
к § 17 рабочей тетради).
Объяснив материал двух подпараграфов учебника
(«Социальный конфликт» и «Причины социальных
конфликтов»), учитель просит школьников обсудить в группах
следующие вопросы: 1. Каковы причины
социальных конфликтов? 2. Что является целью борьбы во время
социальных конфликтов?
Во время группового обсуждения этих вопросов школьникам
предлагается сопоставить их с теми, которые они дали к заданию,
полученному в начале урока. На выполнение работы не следует
отводить более 5 мин.
В процессе обсуждения вариантов ответов,
предложенных группами, учителю необходимо добиться понимания того,
что причиной социальных конфликтов являются неудовлетворенные
ожидания, связанные с тем, что:
Далее необходимо обсудить, чем так привлекательна
власть. Думается, нет необходимости давать время на подготовку
ответа и его обсуждение в группах. Лучше предоставить желающим
школьникам озвучить то, что они поняли о роли власти
в жизни общества и человека.
Выслушав ответы, учитель переходит к объяснению
двух следующих подпараграфов: «Что думают современные ученые
о социальных конфликтах» и «Без конфликтов».
Для активизации слушания следует предложить вопросы:
что является детонатором гражданской войны? В каких случаях
социальный конфликт перерастает в гражданскую войну?
По окончании объяснения учебного материала желательно
для закрепления предложить выполнить задание:
полностью заполнить таблицу «Конфликты: общее и особенное».