Цель урока: а) способствовать тому,
чтобы школьники актуализировали для себя проблему смысла жизни
человека; б) способствовать пониманию связи таких явлений
человеческой жизни, как дух, духовная культура, поведение, смысл
жизни; в) дать представление о том, что каждый человек
имеет право на свое представление о смысле своей жизни,
но это представление не должно вступать в противоречие
с благополучием других людей.
Деятельность учащихся на уроке может быть
как индивидуальной, так и парной, групповой.
Данная тема достаточно сложная и, думается, лучше
уйти от коллективного определения смысла жизни, выяснения того,
чему именно стоит посвятить жизнь, и т. д. Обсуждение необходимо
направить на выяснение того, что может влиять на смысл
нашей жизни, от чего он может зависеть. Желательно, предваряя
задание, сказать о том, что под жизненным смыслом принято
понимать то, ради чего живет человек, какие цели он перед
собой ставит, чего он хочет достигнуть. Затем можно предложить
школьникам, подумав 1—2 мин, написать, во имя чего,
по их мнению, живет большинство людей. После того как
школьники выполнят это задание, учитель попросит их подумать:
есть ли среди написанных ими жизненных целей недостойные, могут
ли быть недостойные жизненные цели? (Все написанные цели обсуждать
не следует.)
Внимание! Школьники нередко путают
жизненную цель и способ ее достижения, поэтому учителю следует
обращать внимание на эту ошибку. Можно задать вопрос:
как вы думаете, сейчас была названа цель или способ ее достижения?
Нередко в качестве недостойной цели школьники
называют желание разбогатеть. Не комментируя высказываний,
учитель может задать вопрос, который
посеет в умах некоторых учащихся сомнения в правильности
своего утверждения: что плохого в этом желании, ведь
человек, мечтающий о богатстве, может думать о будущем
своих детей, о том, чтобы дать им хорошее образование, защитить
от нужды и т. д.? Затем учитель предлагает школьникам
разобрать подробнее цель стать богатым со следующих позиций:
а) какими путями она может быть достигнута (2—3 варианта);
б) на что реализуется достигнутое. Цель этого обсуждения
должна, с одной стороны, подвести к выводу:
нет плохих жизненных целей, а с другой — подойти
к проблеме способов достижения целей и способов реализации
достигнутого. При обсуждении путей, способных привести к богатству,
могут прозвучать следующие: 1) необходимость учиться, стремиться
к самосовершенствованию, больше и качественнее работать,
чтобы стать хорошим специалистом: сделать важное научное открытие,
создать собственное дело, стать хорошим музыкантом, артистом,
замечательным портным или парикмахером, поваром экстра-класса
и т. д.; 2) торговать наркотиками, ограбить банк, заняться
рэкетом и т. д. Во время обсуждения учитель обращает внимание
школьников на то, что в первом случае, стремясь к своей
цели, человек приносит пользу обществу, его желание способствует
развитию науки, искусства, промышленности, прогрессу. Во втором
случае достижение цели связано с антиобщественными деяниями,
приводит к несчастью, горю людей. Выясняя же проблему
реализации достигнутого, учителю следует дополнить рассуждения
школьников, рассказав о том, что богатый человек нередко
приносит большую пользу обществу. Например, живший в Древнем
Риме в I в. до н. э. Меценат покровительствовал
поэтам; русский купец Савва Иванович Мамонтов основал на свои
деньги частную оперу и оказывал поддержку русским художникам;
русский промышленник Савва Тимофеевич Морозов покровительствовал
Художественному театру; выходцы из купеческого рода братья
Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы собрали ценнейшую
коллекцию русской и западноевропейской живописи и подарили ее
Москве. Среди богатых людей немало тех, кто создавал на свои
деньги больницы, приюты для детей и престарелых, школы, жертвовал
на строительство храмов, музеев, госпиталей, театров и т. д.
Обсуждение должно подвести школьников к выводу,
который им следует сформулировать самостоятельно: цель жизни не может
быть ни плохой, ни хорошей. Плохими или хорошими могут быть средства
ее достижения и пути реализации.
Вторая часть урока должна быть посвящена выяснению
двух важных проблем: 1. Почему одни люди пытаются добиться
своих целей благородными путями, превращая свою жизнь в служение
людям, а другие готовы уничтожить все на своем пути? 2. Кто
из них счастливее? Предложите школьникам продумать ответы
на эти вопросы (не более 2—3 мин). Заслушав их
мнение, учитель может обратить внимание (если это не было
отмечено школьниками), что второй путь легче, поскольку возникает
ощущение быстрого успеха, тогда как в первом случае
необходимо очень долго работать, прежде всего над самим собой.
Кроме того, совсем нет гарантии, что этот труд приведет к успеху.
Ну и, конечно же, пути, которые мы выбираем, зависят от окружающей
среды, в которой вырос человек, от принятых в ней
нравственных норм, представлений о благополучии и счастье.
Так, в 60-х годах были престижными профессии ученых и очень
многие молодые люди стремились поступить в высшие учебные
заведения. В конце 90-х годов, как показывают социологические
опросы, очень большой популярностью у молодых людей пользовались
такие профессии, как топ-модель, фотомодель.
Как показал опыт людей, живших в разные века
и в разных странах, поистине счастливыми являются люди, сумевшие
объединить в своей жизни чувство долга и признание.
В последней части урока предложите школьникам
прочитать подпараграф «Кто кому в жизни должен»
и письменно (только индивидуально) ответить на вопрос:
какие нравственные качества необходимы человеку, чтобы полностью
раскрыть свои дарования?
Если на уроке не осталось времени, то
можно это задание дать на дом. | |