Цель урока: а) дать
представление о том, что общим у человеческой души, любого
вещества и космоса является бесконечность, непостижимость; б) показать
взаимосвязь и взаимозависимость мира, что предполагает бережное
отношение ко всему, что нас окружает.
Школьники могут работать индивидуально, в парах
и группах, но наибольший эффект в данном случае будет
от групповой работы.
Целесообразно для разбора данной темы использовать
прием «лекция с элементами беседы».
Перед началом лекции в целях актуализации
имеющихся знаний следует предложить ответить на вопрос, который
на первый взгляд кажется парадоксальным и в определенном
смысле забавным, но на самом деле способствует повышению
познавательного интереса к новому материалу. Итак, вопрос:
что общего между яблоком, космосом и человеческой душой?
Время на выслушивание различных версий и
их обсуждение в группах — не более 5 мин.
Во время ответов учитель записывает на доске различные версии.
Не следует их каким-либо образом комментировать, давать оценку.
Чтобы слушание лекции было не только заинтересованным,
но и интеллектуально активным, желательно дать задание:
в материале лекции найти ответ на поставленный выше
вопрос. Для этого каждый ученик выписывает на листочек те
факты, которые могут помочь при подготовке ответа. Предложите
школьникам воспользоваться таблицей:
Первая часть лекции должна охватывать
два подпараграфа: «Из чего же состоит мир?»
и «Как далеко продолжается мир?»
Дополнительный материал
Мир един, потому что
бесконечное множество вещей и явлений существует в движении,
пространстве и во времени. В живых клетках, организмах происходит
постоянный обмен веществ. Поверхность нашей планеты —
материки и океаны, горы, реки, моря — постоянно изменяется
под воздействием атмосферных и космических влияний, в результате
процессов, происходящих внутри земной коры. Солнечная система
представляет собой систему закономерных движений планет вокруг
Солнца, Луны, Земли и т. д. Молекулы, атомы, элементарные
частицы тоже постоянно движутся, взаимопревращаются.
Мир един и потому, что все явления прошлого,
настоящего и будущего связаны едиными законами развития, определяющими
возникновение и гибель каждого конкретного явления, его превращение
в другие образования.
Мир един, потому что каждый конкретный предмет,
каждое явление, возникнув, существует не само по себе,
а в связи с другими явлениями. Эта связь бесконечно
многообразна и обусловливается процессами взаимодействия, причинности,
взаимопревращения.
После изложения первой части учебного материала
учитель дает группам время (около 3—4 мин) на обсуждение
и подготовку окончательного ответа на вопрос. Выслушав ответы,
он предлагает школьникам сформулировать вывод:
общим между яблоком, космосом и душой является то, что они
бесконечны, находятся в постоянном развитии, взаимодействии
и взаимосвязи.
Перед второй частью лекции желательно поставить
перед школьниками проблему, на решение которой следует отвести
не более 3 мин: какой, по-вашему, практический вывод
должно сделать человечество, исходя из вышесказанного? Если
времени мало, то предположения школьников можно не выслушивать.
Однако в любом случае не следует комментировать ответы,
обсудить их можно после окончания лекции.
Вторая часть лекции учителя
«Биосфера — это среда нашей жизни,
это та «природа», которая нас окружает», —
писал академик Владимир Иванович Вернадский. Изучать биосферу
начали в древние времена. Еще Рене Декарт выделил структуры
оболочек Земли по времени их образования (космогоническое
учение). На формирование представлений о биосфере
оказали влияние труды Т. Кларе, Ж. Бюффона, И. Канта
и других ученых, высказавших идеи о Мировом океане как единой
оболочке, о воздушной и органических оболочках Земли.
Термин «биосфера» впервые введенный
Э. Зюсом (1875), означает зону органической жизни, охватывающую
область атмосферы, литосферы и гидросферы. Наряду с пониманием
биосферы как качественно своеобразной оболочки природы в науке
этого периода начинает оформляться представление о неразрывной
связи человека с окружающей средой. В частности, Чарлз
Лайель высказал мысль о человеческой деятельности, проявляющейся
в форме геологической силы, возрастание которой может привести
к вмешательству в геологические процессы. Большая заслуга
в разработке понятия биосферы принадлежит российскому ученому
В. И. Вернадскому. В его понимании биосфера —
одна из геологических оболочек Земли, отличительная черта
которой — участие во всех процессах живого вещества.
Биосфера включает в себя все живые организмы, находящиеся
во взаимодействии с физической средой Земли и обитающие в гидросфере
(8—10 км), в атмосфере (10—15 км)
и литосфере (от десятков метров до 3 км). Живые организмы
аккумулируют солнечную энергию, превращают ее в химическую,
порождая многообразие жизни на Земле. Живые организмы принимают
участие в перераспределении химических элементов, образовании
горных пород и минералов. Так или иначе, используя друг друга,
они образуют биологический круговорот: растения вырабатывают вещества,
которые служат пищей для животных; из минеральных солей и
органических веществ вновь синтезируются новые живые организмы —
и так без конца. Таким образом, биологический круговорот —
это круговая циркуляция веществ между почвой, растениями и микроорганизмами.
Помимо этого, существует и большой, или геологический, круговорот
веществ между океаном и сушей. Биологический круговорот развивается
на основе геологического, используя особенности последнего.
В процессе биологического круговорота образовалось большое
количество кислорода, который в верхних слоях атмосферы превращался
в озон. Образование озонового экрана явилось важнейшим фактором
распространения жизни, поскольку он предохранял живые организмы
от губительного действия ультрафиолетовых лучей. Сбалансированность
углерода и кислорода, от которых зависит вся дыхательная
система растений и животных, не только послужила основой
развития жизни, но и привела к ее разнообразию. По некоторым
данным, число видов животных на Земле составляет 1 265 500,
а растений — свыше 265 000. Снижение разнообразия
экологических систем под влиянием человеческой деятельности ведет
к уменьшению их стабильности. Уничтожение отдельных видов
растений и животных ведет к потере устойчивости биосферы
и нарушению в ней динамического равновесия.
На ранних этапах истории человечества эти
нарушения были незначительны и не оказывали существенного
влияния на характер протекания природных процессов. Постепенно,
по мере совершенствования орудий труда, человек расширял
сферу своего воздействия на природу, зачастую нанося ей значительный
ущерб. Примером могут служить брошенные из-за засоления орошаемые
поля в государствах Междуречья, в Западном Пакистане,
оголенные горные пастбища в античной Греции, истребление
бизонов в Северной Америке в ХVIII и ХIХ вв.
За последние 100 лет площадь лесов в Западной Европе
сократилась на 2/3. Эти и другие процессы
свидетельствуют о масштабах вмешательства человека в природные
процессы. | |