После
гибели Париса троянцы больше не рисковали выходить на битву в открытое поле, но
мощные стены Трои все еще оставались непреодолимым препятствием для греков.
Выход из положения нашел Одиссей. По его совету мастер Эпей построил огромного
пустотелого деревянного коня, а сбоку предусмотрел откидную дверцу. Одиссей
уговорил самых храбрых греков в полном боевом снаряжении забраться внутрь коня
по веревочной лестнице. Количество воинов внутри коня называют разное –
двадцать три, тридцать и даже пятьдесят. Ночью оставшиеся с Агамемноном греки
выполнили все, что им велел Одиссей: сожгли свой лагерь, вышли в море и
затаились у берегов Тенедоса в ожидании вечера. На берегу остался только Синон,
который, притворившись предателем, объяснил собравшимся утром на берегу
троянцам, что греки потеряли надежду овладеть Троей и отправились домой,
оставив деревянного коня в дар Афине.
Конь, по его словам, сделан таким большим
намеренно, чтобы не дать троянцам втащить его в город: оставив коня на берегу,
они проявят пренебрежение к Афине, за что богиня их уничтожит. Несмотря на
бурные возражения своей дочери-прорицательницы Кассандры и жреца Лаокоона,
Приам приказал ввести коня в город.
В правоте Синона троянского царя
окончательно убедила ужасная смерть Лаокоона, которую он счел местью Афины за
то, что Лаокоон вонзил копье в деревянного коня. Введя коня в пределы
крепостных стен, троянцы устроили празднества в честь победы. А ночью, когда
они угомонились и крепко уснули, сидевшие внутри коня греки во главе с Одиссеем
спустились по веревочной лестнице, перебили сонную стражу цитадели и дворца и
открыли ворота своим товарищам, возвратившимся с Тенедоса.
Началось избиение
застигнутых врасплох троянцев. С тех пор выражение «троянский конь» стало
нарицательным для обозначения обманных действий. |