Этот
один из наиболее выдающихся памятников итальянского искусства эпохи Возрождения
назван в честь папы Сикста IV (1471–1484), освятившего капеллу в 1483 году. Изображенный Рафаэлем на картине «Сикстинская мадонна» благообразный старичок,
восторженно глядящий на Марию и младенца, вошел в историю как жадный,
ненасытный скопидом и мздоимец. Огромные денежные средства, собираемые папой
якобы на крестовый поход против турков, уходили в карманы его многочисленных
родственников, так что современники говорили: «Реальными турками являются в
настоящее время папские племянники».
Сикст IV назначал кардиналами своих
родственников, ради «любимых племянников» папы вводились новые налоги,
взыскивались на многие годы вперед десятины, пачками и коробками рассылались по
всему «христианскому миру» индульгенции. Для достижения своих целей папа не
гнушался никакими средствами: он стал вдохновителем заговора с целью
физического устранения своих главных финансовых конкурентов – флорентийского
диктатора Лоренцо Медичи и его брата Джулиано (погиб лишь Джулиано, а Лоренцо
успел укрыться в ризнице собора).
Сикст IV навеки заклеймил свое имя также
санкционированием введения инквизиции в Испании. Когда папа умер, в Риме
начался погром. Народ убивал его земляков-генуэзцев, громил их дома.
По городу
шли демонстрации, повсюду красовалась надпись: «Радуйся, Нерон, даже тебя в
порочности превзошел Сикст». Вблизи палаццо Корсини появилось несколько
«надгробных слов»: «Бесчестье, голод, разруху, расцвет лихоимства, кражи,
грабежи – все, что только есть подлейшего на свете, перенес Рим под твоим
правлением. Смерть! Как признателен тебе Рим, хотя ты слишком поздно пришла.
Наконец ты зарываешь все преступления в кровавую могилу Сикста. Ты нападал даже
на Бога, Сикст, ступай теперь мутить ад. Наконец, Сикст, ты труп. Пусть все
распутники и развратники, сводники, притоны и кабаки оденутся в траур». |