Мохандас
Карамчанд «Махатма» Ганди — индийский общественно-политический деятель, один из
лидеров национально- освободительного движения, идеолог гандизма.
Ганди
работал адвокатом в Бомбее, а с 1893 г. юрисконсультом в Южной Африке. В 1907 г.
положение индусов в Южной Африке серьёзно осложнилось. Власти планировали
введение закона о
регистрации, ставившего «цветных» в унизительное положение. Ганди решил организовать
сопротивление. Он выдвинул другой принцип сопротивления — сатьяграху (упорство в истине) — ненасильственное
неповиновение и саботаж. В январе 1908 г. под его руководством началась кампания митингов, забастовок, бойкота англичан. За эти действия
Ганди был арестован. Но всё же в 1914 г.
Ганди
удалось добиться отмены наиболее оскорбительных для индийцев расистских
законов.
В
1915 г. Ганди с триумфом возвращается в Индию. Здесь он основал общину «Сатьяграха
ашрам», приняв в него семью неприкасаемых, чем шокировал приверженцев системы
кастового разделения. Но Ганди неутомимо доказывал, что кастовая рознь не вытекает
из основ религии, что люди должны преодолевать барьеры в отношениях между собой, а не
укреплять их.
В
1919 г. был принят закон Роулетта, предусматривающий значительное усиление
репрессий за несанкционированную политическую деятельность. Сторонники Ганди
решили бросить вызов произволу. Махатма выдвинул лозунг «Заполним собой
тюрьмы». 6 апреля 1919 г. улицы
индийских городов заполнились народом. Индусы и мусульмане вместе скандировали патриотические
лозунги. Ганди и его приверженцы переезжали из города в город и выступали на
бесчисленных митингах. Колониальная администрация ввела военное положение, полиция
избивала демонстрантов и в некоторых местах стреляла в толпу. Моральный
авторитет Ганди и его движения вырос. Ганди вступил в Индийский национальный
конгресс (ИНК) и сразу же стал одним из его лидеров.
В
марте 1922 г. Ганди был арестован за разжигание ненависти к англичанам. Процесс над ним
превратился в обличение колонизаторов, но его итоги были предопределены —
Махатма получил шесть
лет тюрьмы. В 1922-1924 гг., находясь в тюрьме, Ганди написал книгу «Моя
жизнь».
Поражение
кампании 1919-1922 гг. не означало конца борьбы. Менялась лишь её форма. Теперь кампания вступила в
фазу «конструктивной работы». Ганди уже давно говорил о том, что индусы вполне могут обойтись без
английской экономики и тем самым решить множество своих социальных проблем. Необходимо
было переориентировать индийский
рынок на индийские же товары. Это нанесло бы колонизаторам болезненный удар, но дало бы
работу миллионам соотечественников.
Началась кампания за прядение национальных тканей, в которые одеваются миллионы
индийцев. Ганди считал, что значительная
часть потребительских товаров может производиться кустарно, без строительства
крупных промышленных предприятий.
Ненасильственное
сопротивление становилось не только методом достижения свободы, но и путём
построения нового общества, критерием того, готовы ли люди к свободе и
«ненасильственному социализму». Ганди являлся противником любого «насильственного
государства». Он мечтал о федерации духовных общин.
В
1924 г. в связи с ухудшением состояния здоровья Ганди власти приняли решение о
его досрочном освобождении. Несмотря на слабое здоровье он включился в
«конструктивную работу»: убеждал поддерживать ручные ремесла, выступал против
неприкасаемости и каст, против религиозной розни, в поддержку ИНК. В сентябре
1924 г., когда мусульмане учинили погром в Кохоте, Ганди объявил 21-дневную
голодовку протеста. Его «смертельные» голодовки стали мощным фактором
общественной жизни, смирявшим экстремистов с обеих сторон.
К
1928 г. Ганди счёл, что силы движения восстановлены. Колонизаторы сами
предоставили повод для новой кампании. В Индию прибыла комиссия Саймона,
которая должна была решить, можно ли расширять полномочия органов
самоуправления. На требования включить в комиссию индусов последовал отказ. 3
февраля 1928 г. были объявлены всеобщая забастовка и траурные демонстрации. Ни
избиения, ни аресты не позволяли очистить улицы от демонстрантов. Волнения
перекинулись в сельскую местность, где крестьяне прекратили платить налоги.
Колонизаторам пришлось пойти на уступки, снизив налогообложение. Ганди объявил
курс на независимость страны — последние иллюзии по поводу благотворности английского
присутствия в Индии развеялись. Несмотря на то, что британцы пошли на
переговоры, ИНК предпринял новый шаг — игнорирование соляной монополии властей. Выработка
соли приносила англичанам большую прибыль — без этого продукта не мог обойтись никто. Ганди
потребовал от властей отмены монополии, снижения налогов и освобождения политзаключённых.
Ганди
вместе с десятками тысяч сподвижников в 1930 г. выпаривал соль на берегу моря.
Кустарная добыча соли шла по всей стране. Английская экономика в Индии была
парализована. Крестьяне и купцы снабжали пикетчиков и демонстрантов. Массовые аресты ничего не решали. В мае
были арестованы почти все лидеры ИНК, включая Ганди и Неру. Без лидеров движение стало
выходить из-под контроля, происходили вооружённые столкновения. Страна снова оказалась на
грани восстания.
Пришлось
освободить Ганди и вступить с ним в переговоры. 4 марта 1931 г. было подписано соглашение с вице-губернатором Ирвином, которое удовлетворяло
все требования, выдвинутые в начале кампании. Стало ясно, что британцы
смирились с реформами.
В
1936 г. Великобритания была вынуждена провести реформы в Индии. Были созданы
региональные органы самоуправления, на выборах в которые победил ИНК. Во время Второй
мировой войны продвижение от
самоуправления к независимости застопорилось — наступление японцев не
позволяло активно бороться с англичанами. За антианглийские призывы Ганди два
года (1942-1944 гг.) провёл в
тюрьме.
Но
сразу же после окончания войны по всей Индии начались забастовки и восстания. Левое
правительство Эттли, которое пришло к власти в Великобритании в 1945 г.,
вступило в переговоры, но снова о расширении самоуправления. Затяжка с
освобождением
страны
вновь обострила религиозную рознь. Мусульмане требовали выделения из Индии
собственного государства. Их поддержали англичане. Население было так
перемешано, что трудно было определить, где преобладают представители той или иной
религии. Чтобы прояснить ситуацию,
экстремистские лидеры обеих общин начали изгонять иноверцев. Вспыхнули погромы, которые
после ухода британских войск
переросли в межрелигиозную войну между Индией и мусульманским Пакистаном.
Ганди
был категорическим противником раздела, понимая, что он несёт Индии кровопролитие.
Но большинство ИНК решило согласиться с британскими условиями. 14 августа 1947
г. был провозглашён Индийский союз. Миллионы людей двинулись из Индии в Пакистан и наоборот, чтобы
оказаться в «своём» государстве. Это привело к массовым столкновениям, в которых
погибло около
700 тысяч
человек.
12
января 1948 г. Ганди объявил «смертельную» голодовку с требованием прекратить
столкновения. Столкновения прекратились. 30 января Ганди во время публичного выступления был
убит террористом из экстремистской индуистской организации, посчитавшим, что
лидер национально-освободительного движения предал интересы индусов в пользу
мусульман. |