Андрей
Рублёв — иконописец конца XIV — первой трети XV вв.
В
своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание
духовной красоты и нравственной силы человека. Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства
XIV в., которое он
знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека. Другим
важным истоком формирования искусства Андрея Рублёва является живопись московской школы XIV века с её проникновенной
душевностью
и особой
мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи XII — начала XIII вв.
Образы
Андрея Рублёва отличаются просветлённостью, кротостью и смирением; в них нет
ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства,
воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдаётся скромности и простоте. Почти все персонажи погружены в
состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо
внутренние аффекты им не свойственны.
В
конце XIV —
начале XV
вв. Рублёв создал свой шедевр — икону «Троица». Традиционный библейский сюжет Рублёв
наполнил глубоким богословским содержанием. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки рассмотрения,
каждая из которых по-разному
раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех
элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего
гармонию мира и жизни.
В
1405 г. Рублёв совместно с Феофаном Греком расписал Благовещенский собор
Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 г. совместно с Даниилом
Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его
монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования
системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный
суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность
человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе
созданной им школы живописи.
Творчество
Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его
творений рассматривается как результат особой исихастской традиции (разработанной
системы аскетической иконописной
практики, направленной на богопознание). Деятельность Андрея Рублёва определила
в XV в. расцвет национальной
школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Это направление
оказало огромное влияние на всё русское искусство московского круга вплоть до
Дионисия. |