- Вспомните, что такое жанр?
- Какие бывают жанры по способу исполнения?
- Что такое вокальная музыка?
- Виды вокальных произведений?
- Какие бывают жанры по литературно-поэтическим
признакам, указывающим на содержание?
- Что такое романс? Где он возник?
- Какие бывают жанровые разновидности романсов?
Вспомните их на основе пройденных романсов Ф.
Шуберта и М.И.Глинки.
Педагог играет романсы, которые дети должны
определить. |
- Жанр (в переводе с франц. – род,
вид) - многозначное понятие, характеризующее
роды и виды музыкального творчества в связи с их
происхождением, условием исполнения и
восприятия.
- Жанры по способу исполнения:
вокальные и инструментальные.
- Вокальная музыка - музыка,
предназначенная для пения.
- Вокальные произведения делятся на
- Сольные (песня, романс, ария)
- Ансамблевые (дуэт, трио)
- Хоровые (хор, кантата, оратория)
- Жанры по литературно-поэтическим
признакам:
- драматический – основан на раскрытии
конфликтности действия;
- комический – основан на смешной интриге,
добродушно или едко высмеивающей;
- эпический – основан на повествовании о
событиях прошлого;
- лирический – основан на раскрытии чувств и
переживаний героев.
- Романс - камерное вокальное
произведение для голоса с инструментом. Термин
"романс” возник в Испании. В 19 в. романс
становится одним из ведущих жанров, отражая
характерную для эпохи романтизма черту -
воспроизведение внутреннего мира человека во
всех психологических тонкостях.
- Некоторые жанровые разновидности
романсов в творчестве Шуберта и Глинки
- Элегия - Глинка "Я помню чудное мгновенье”
- "Русская песня” М.И.Глинка "Жаворонок”, "Ах
ты, душечка”, Алябьев "Соловей”
- Жанровая сценка (картинка) - Шуберт "Форель”,
Глинка "Попутная песня”
- Народно-жанровый (в народном духе) - Шуберт "В
путь”
- Серенада – Шуберт "Серенада”
- "Испанский романс” - Глинка "Я здесь,
Инезилья”
- "Восточный романс” - Глинка "Не пой, красавица,
при мне”
- "Итальянский романс” - Глинка "Венецианская
ночь”
|
Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Что вам
известно о значении его творчества в русской
музыке?
Глинка также является основоположником
русской вокальной школы. Какие известны
вокальные жанры Глинки? На чьи тексты он писал
романсы?
Известно ли вам, что Глинка был замечательным
певцом-исполнителем, хотя пел только в кругу
друзей?
Значительное место в вокальном наследии Глинки
занимает разновидность лирического романса –
элегия.
Ранние романсы ("Бедный певец”,
"Разочарование”) пронизаны настроениями
русской элегической поэзии 20-х гг. Вспомните, что
такое элегия? |
Михаил Иванович Глинка русский
композитор-классик 19 века. "Светлый гений”,
"Солнце русской музыки”. Глинка совершил
гигантский сдвиг в развитии русской музыки: дал
новый поворот всему её развитию. С его творчества
начинается классический период русского
музыкального искусства. Музыка Глинки
производит на нас то же впечатление, что и стихи
Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и
поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой
ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и
светлым, гармоничным восприятием мира. Своей
музыкой он говорит о том, как красив человек,
сколько возвышенного в лучших порывах его души —
в героизме, преданности отчизне,
самоотверженности, дружбе, любви.
Вокальные жанры М.И. Глинки
Для голоса с фортепиано Глинка написал около 80
романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов
"Прощание с Петербургом”, романсы на слова
А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, А.
Мицкевича, Е.Баратынского, Н.Кукольника и др.
Глинка сам обладал хорошим голосом, обучал
молодых певцов искусству пения, постигал тайны
мастеров bel canto в Италии.
Элегия - вокальная или
инструментальная музыкальная пьеса задумчивого,
печального характера. |
Среди элегий Глинки выделяется романс
"Не искушай меня без нужды”, в нём
сконцентрированы главные стилистические
признаки жанра элегии. Послушайте романс по
нотам. Определите его форму, характер музыки.
Подготавливает ли вступление интонации,
которые главенствуют в музыке романса?
Тип мелодии? Основные интонации, которые мы
слышим? Какой характер музыки они создают?
Обратите внимание на детализированность
фразировки. Посмотрим в нотах каков тональный и
гармонический план. Тип фактуры?
Сколько разделов в строфе?
Как 1-й раздел строфы соотносится со
вступлением? Основная тональность?
Назовите эпитеты, подчёркивающие настроение и
характер музыки.
Какую роль играет фортепианное сопровождение?
(Проиграть басовую линию).
Меняется ли настроение, экспрессия во 2-й
строфе? Каковы особенности мелодии, гармонии,
фактуры? Если сравнить характер музыки 1-го и 2-го
разделов, то что можно отметить? (подробный
анализ нотного текста).
Как можно трактовать окончание строфы?
Что можно сказать о фортепианном заключении?
На примере этого романса мы можем обобщить
черты жанра элегии. |
Романс "Не искушай меня без
нужды” М.И. Глинки - одна из жемчужин
камерной вокальной классики. Элегия "Не
искушай меня без нужды”, написанная на слова
Евгения Баратынского (1835 г.), относится к ранним
романсам Глинки. Она проникнута настроениями
русской сентиментальной поэзии I половины XIX века
– лирики раздумья и созерцания, которой
композитор увлекался в молодые годы.
Форма данного романса – строфическая, со
вступлением и кодой.
Вступление содержит в себе своеобразный
интонационный и тонально-гармонический конспект
романса. Давайте его выявим.
Гибкая, пластичная, кантиленного склада
мелодия. Выразительно звучащие - восходящая малосекстовая
интонация (потом плавно заполняется) и интонации
задержаний - наполняют музыку чувствительными
вздохами. Многократные отклонения, тональные
блуждания (a moll, C dur, d moll, a moll), гармонии с
задержаниями, прерванный каданс создают образ
сомнений и неуверенности. Хотя разложенные
фигурации фактуры подчёркивают мягкость,
душевность, поэтичность.
В строфе – 2 раздела. Структура: а а1 в в1
– пара периодичностей (связь с песней).
1-я половина строфы – полностью интонационный
склад вступления, главенствование ля минора.
Господствует настроение тоски и печали.
Ощущение разочарованности ("…разочарованному
чужды…”) усиливается декламационностью
мелодии, музыкальными "вздохами”.
Важную художественную роль играет здесь бас
фортепианного сопровождения. Ведя свою
самостоятельную напевную линию, он поддерживает
вокальную партию, вступая с ней в выразительный
музыкальный диалог.
Во 2-й строфе – с одной стороны, отклонение в C dur
высветляет экспрессию, с другой – в гармонии
слышится напряжённость (УмVII7 на словах "не
верю увереньям”), в мелодии - большая опора на
декламационный склад.
Этот раздел эмоционально противопоставлен I. На
смену спокойному, статическому состоянию,
приходит активное динамическое: увеличивается
диапазон мелодии, в ней появляются энергичные
восходящие ходы, хроматизмы. Учащенные пульсации
аккомпанемента, широкие скачки в басу, красочные
смены тональностей и яркие обороты гармоний,
придают музыке то взволнованность,
возбуждённость, страстность, то полнокровность,
то ощущение сбивчивого, неровного дыхания. Этот
рост экспрессии подтверждается интонационным
возрастанием хроматики, опеваниями, допеваниями.
В целом образуется (хотя и на короткое время)
уверенно движущийся эмоциональный подъём, за
которым следует волна спада, в гармонии которой -
движение от прерванного каданса к совершенному
кадансу, окончание – на группетто.
Может быть, это уход в себя, а может –
стремление забыться в романтических мечтах,
иллюзиях…
Завершает романс небольшая фортепианная
постлюдия, построенная на материале вступления.
Она придает всему произведению завершенность и
уравновешивает форму.
Во всех своих произведениях М.Глинка оставался
верным пушкинской эстетике, где лирика, в равной
мере, захватывает и силой чувств, и прекрасной
стройностью и ясностью мысли.
Черты элегии: - Преобладание в мелодии – кантиленного типа в
сочетании с декламационностью, опеваний,
хроматизмов, секстовых, секундовых интонаций.
- Мягкость гармоний, в развитии возможно
обострение гармонии (задержания, альтерация).
- Фактура в виде разложенных фигураций.
- Вступление – обрамление - предвосхищает
тематизм, даёт эмоциональную краску.
- Строфическая форма.
Русская вокальная школа и её крупнейшие
представители всегда придавали огромное
значение интонации, правдивой и выразительной
передаче характера интонируемой музыки. Они
своим искусством подтверждали, что тончайшие
психологические оттенки рождаются не только из
слов и фраз, но и из того состояния души, которым
вызваны эти слова и фразы.
А.Серов так охарактеризовал исполнение Глинкой
своих произведений: "Он… погружался в самую
глубину исполняемого, заставляя слушателя жить
той жизнью, дышать тем дыханием, которое веет в
идеале исполняемой пьесы, оттого увлекал каждою
фразой, каждым словом”.
И если исполнителям романсов удастся не только
спеть красиво вок. партию, но и согреть её своим
чувством и обогатить творческой фантазией, то
худ. цель будет достигнута. |