Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 18.05.2024, 10:30:41
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

РАБОТА С ТЕКСТОМ
08.12.2010, 22:44:57
Все очевиднее, что использование текста на уроках русского языка открывает богатейшие возможности для умственного, нравственного, эстетического развития учеников. Конечно, для знакомства с новым орфографическим или пунктуационным правилом и первоначальной отработки навыка удобны отдельные предложения, а то и словосочетания и слова. Но потом настает время закрепления, повторения, и тут очень полезен текст, который не только содержит нужные орфограммы и пунктограммы, но и дает другую пищу для ума. Ясно, что учитель выберет его по своему вкусу.

По-моему:

1) не годятся тексты лирические и патетические – эмоция вступает в противоречие с задачей, на всех стульях не усидеть;

2) хороши бывают отрывки из художественных произведений – остроумные, неожиданные, вызывающие желание прочитать книгу целиком;

3) подходят познавательные научно-популярные тексты из разных областей знаний, в том числе – ближе к непосредственным задачам нашего предмета – лингвистические (особенно о происхождении и значении слов и выражений) и литературоведческие.

Это существенно для любой работы – от вставления пропущенных букв и обозначения орфограмм до написания изложений и составления планов. И не только то важно, что текст помогает осмыслить какое-либо речевое явление или выработать навык, но и то, что одновременно – и не мешая названным задачам – идет непрерывное интеллектуальное общее развитие, учитель вместе с учениками без отрыва от интересных языковых проблем обращается к другим интересным вещам. Понятно, что существует и противоположное мнение, даже два противоположных мнения: 1) что интересный текст все-таки мешает и 2) что автором учебного текста должен быть только писатель, мастер слова, да еще пишущий только по-русски (переводные тексты, даже если перевод мастерский и произведение любимо детьми, как сказки Киплинга или Милна, отвергают некоторые уважаемые педагоги и издательства). Спорить по этому поводу бессмысленно, доверимся чутью, желанию и личному опыту учителей-практиков, допустим свободный выбор и будем искать единомышленников и в этом вопросе. У меня же есть ощущение, что за много учительских лет я потеряла уйму времени, диктуя предложения с бесконечными пейзажами и описаниями повадок любимых кошек и собачек русских писателей и лишая детей разнообразной живой информации.

Если текст содержателен и интересен учителю и ученикам, стоит ему посвятить несколько уроков: можно и закреплять с его помощью орфографические и пунктуационные навыки, и заниматься развитием речи. Расскажу о довольно удачном, на мой взгляд, опыте – во всяком случае, поучительном.

Меня заинтересовала книга О.С.  Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина» (СПб., 1999), и для уроков в восьмом классе я выбрала из нее отрывок, в котором речь идет о понятии чести, ключевом для многих уже изученных к этому времени произведений (достаточно вспомнить пушкинскую «Капитанскую дочку»), и при этом содержится достаточное количество недавно изученных пунктограмм (вводных слов, однородных членов, обособленных определений и обстоятельств и др.). На одном из уроков по закреплению пунктуационных навыков учащиеся получили распечатанные тексты с заданием.

 

Задание. Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки, расставьте недостающие знаки препинания.

Едва ли н_ главной сословной добродетелью считал_сь дворянская честь. Согласно дворянской этик_ «честь» н_ дает человеку н_ каких пр_в_легий а напротив делает его более у_звим_м чем другие. В идеале честь являл_сь основным законом поведения дворянина безусловно и безоговорочно пр_обл_дающ_м над любыми другими сообр_жениями, будь то выгода успех безопа_ность и просто р_судительность. Готовность рисковать жизнью для того, что бы не ок_за_ся обе_еще_ым, требовала не малой храбрости а так же честности и перед другими и перед собой. Человек должен был пр_выкать отвечать за свои слова: «оскорблять и не драться» по выражению Пушкина считал_сь пределом низости. Это диктовало и определенный стиль поведения: необходимо было избегать как излишней мнительности так и не достаточной требовательности. Честерфилд в своих «Письмах к сыну» дает юноше четкие р_комендации на этот счет Помни что для джентльмена и человека талантл_вого есть только два образа действия либо быть со своим врагом подчеркнуто вежлив_м либо сбивать его с ног. Если человек нарочито и предн_мере_о оск_рбляет и грубо тебя ун_жает, ударь его но если он только зад_вает тебя, лучший способ отомстить это быть изыск_но вежл_вым с ним внешне и в то же время противодействовать ему и возвр_щать его колкости может быть даже с процентами. Честерфилд поясняет сыну, по чему не обходимо владеть собой на столько, что бы быть приветл_вым и учтив_м даже с тем, кто точно не любит тебя и ст_рае_ся тебе навр_дить: если своим поведением ты дашь почу_твовать окружающим, что задет и оск_рблен, ты обязан будешь надлежащ_м образом отплатить за обиду. Но требовать сатисфакции из за каждого косого взгляда ставить себя в смешное положение.

Итак демонстрировать обиду и не предпр_н_мать н_чего что бы одернуть обидчика или просто вы_снить с ним отношения считал_сь признаком дурного воспитания и сомнительных нравств_ных принципов.

Справка

Честерфилд Филип Дормер Стенхоп
(1694–1773) – граф, английский писатель и государственный деятель. «Письма к сыну» (изд. 1774) – свод норм поведения и педагогических наставлений в духе идей Просвещения (ценный исторический документ).

После того как работы были проверены, восьмиклассники получили новое задание: во-первых, выполнить работу над ошибками и, во-вторых, написать рассуждение вроде тех, какие предлагаются на письменном экзамене по русскому языку: «Выскажите свое мнение по проблеме». И тут оказалось, что я недооценила трудность этого текста и забыла, что прежде надо помочь ученикам увидеть проблему. В сочинениях можно было прочесть, например, такое: «Я согласен с Честерфилдом, что в девятнадцатом веке у дворян была честь». Значит, я пропустила важный этап, и на одном из последующих уроков мне пришлось работать над своими ошибками. Мы с восьмиклассниками разобрались в строении текста, разбили его на абзацы и составили план. Убедились, что в первой части говорится о том, чем была честь для дворянина и чего она от него требовала, а во второй – о практических рекомендациях. Договорились, что в новом варианте сочинения можно будет высказаться о том, что такое честь и существует ли это понятие теперь, или о том, полезны ли наставления Честерфилда (или и о том, и о другом вместе). Вспомнили, что в сочинении-рассуждении нужно сформулировать мысль, развить ее и доказать ее правоту примерами из книг или из собственного опыта. Работы, написанные после такой подготовки, показали, что текст понят, он стимулировал мысль восьмиклассников – проблема достойного поведения действительно их волнует – и, кроме того, довольно успешно сыграл роль образца. В приводимых ниже сочинениях (немного забавно, что гораздо охотнее и удачнее, чем мальчики, о проблемах чести рассуждают девочки, которых Честерфилд вовсе не имел в виду) есть и четкость, и самостоятельность суждений, и разнообразие синтаксических конструкций.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: викторина, внеклассное мероприятие, задание, урок-игра, занимательный русский язык, КВН, это интересно, неделя русского языка в школе
Просмотров: 1119 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0