Метаграммы
Метаграмма — это загадка, по условиям которой из
загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово.
1. Со звуком с я не вкусна, но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то я съем и платье, и пальто.
2. С к я в школе на стене, горы, реки есть на мне.
С п — от вас не утаю — тоже в школе я стою.
3. Хоть и мала я, но взгляни: весь мир в себе я
отражаю.
Но к на ц перемени — я по болоту зашагаю.
4. Я цвет одинаковый часто имею: и с г зеленею, иск
зеленею.
Но с я: вам со мною рискованно быть: могу и до слёз
довести, и убить,
5. С п я в доме, сеяв поле,
с м я в море, с г — в футболе,
с к вбивают, с т взрывают,
с д долину называют.
6. С б мучительной бываю,
с м одежду пожираю,
с р актёру я нужна, с с для повара важна.
7. Конечно, метаграмма эта
Совсем проста и несложна:
я с у далёкая планета,
а с а — я в Азии страна.
Логогрифы
Логогриф — это загадка, по условиям которой из
загаданного слова путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или
слога) получается новое слово
1. Я смерть и разрушенье сею, несу я гибель в дни
войны.
Но о прибавь — и я повею покоем мирной тишины.
2. Несёт меня с трудом старик, но если ю прибавить,
вмиг
к нему придёт на помощь тот, кто без труда меня несёт.
Ученики могут сами научиться составлять логогрифы и
метаграммы, которые не обязательно должны иметь стихотворную форму. Для этого
на время игры выбирается ведущий и загадывает втайне от других какое-нибудь
короткое слово (например, сон). Затем он обращается к играющим: «Отгадайте,
какое слово я задумал: если изменить в нем первую букву, получится великая
русская река (Дон)\ если изменить вторую букву, получится близкий родственник
(сын), а если третью букву — рыба (сом). Слово, которое я задумал, означает
состояние покоя (сон)».
Тот, кто первый отгадает задачу, становится ведущим.
Можно за каждую решенную задачу записывать очко.
Глухие и звонкие согласные
Метаграммы
1. С глухим согласным наливаюсь в поле,
со звонким — сам звеню я на раздолье.
2. С глухим траву она срезает,
со звонким — и листочки объедает.
3. С глухим согласным мы его читаем,
со звонким — в нём мы обитаем.
4. Со звонкой на конце он значит примерно то же, что
«не стар»,
с глухой — по наковальне скачет, звенит в ушах его
удар.
5. С глухим шипящим я числительное,
со звонким — имя существительное.
6. С глухим щипящим кругл, как мячик,
со звонким — как огонь горячий.
Такие метаграммы могут составлять и сами учащиеся, не
обязательно в стихотворной форме. Надо подобрать пары слов, отличающихся в
написании лишь звонкостью согласных (например, гриб— грипп), и составить
краткие толкования каждого слова: «Со звонкой согласной — споровое растение, с
глухой — заразная болезнь». Можно давать толкования в шутливой форме: «Со
звонкой согласной собираем в лукошко, а с глухой боимся заразиться» и т. п. |