Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 03.05.2024, 23:30:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАССКАЗАХ. О том, как наши предки думу думали
20.10.2011, 13:48:01

Развернем хрусткие листы древней летописи. Куда ни глянь — битвы, пожары, мор. Тяжелая жизнь. Страшно и горько. Князья-братья не только вра­гов —друг друга топят, режут и жгут. Зависть и зло­ба движут ими: каждый хочет быть единственным. А сколько бед происходит оттого, что не могут они сговориться меж собою и вместе пойти на врагов. И неудачный поход Игоря Святославича, и кровавая битва при Калке (когда погиб Алеша Попович), и монгольское нашествие — все печали от этого.

... 1093 год. После смерти киевского князя Все­волода начались раздоры между его преемниками Владимиром и Святополком. Раздоры странные: «Володимер начал размышляти, говоря: если... то... как...» (пока я нарочно не привожу смысла его рас­суждений — важно условие и темп этих рассужде­ний). Святополк занят тем же: «Не сдумав со стар­шею отцовскою дружиною», а собрал совет своих собственных, приближенных дружинников. Сидят... размышляют... думают. Тем временем хлынули на Русь дикие кочевники половцы, решили пожи­виться. А князья? Сидят... размышляют... думают. «Мужи смыслени» (разумные мужчины) говорят: «Не воюй — у тебя мало войска». «Мужи несмыс-лени» — наоборот: «Пойди, княже!». После долгих разговоров собрались все князья вместе: и Свято-полк, и Владимир, и юный Ростислав. Уже видны за рекою враги, а чем заняты князья? «Созваша дру­жину свою на совет... и начаша думати». Одни хотят идти по правой стороне реки, другие — по левой. Ничего не надумали, каждый пошел, как пожелал.

А половцы сначала разбили Святополка, за­тем взялись за Владимира, и «бысть брань лютая». 26 мая в половодье юный Ростислав тонет в Стугне-реке на глазах брата. Половцы обступили Русь. Беда и скорбь.

Не буду еще раз говорить о княжеских распрях и взаимном недоверии, дорого обошедшихся Русской земле. Нас интересует другая сторона всех этих раз­мышлений и дум. Обратите внимание на действия героев рассказа — они думают. Значение этого слова не совпадает с современным: «думу дума­ти» — значило держать совет. Князья размышляют поодиночке, совместно и в присутствии советников. Это очень важный процесс, думу думати. И очень сложный, если представить себе, какими средства­ми языка могли воспользоваться для этой цепи в XI веке. Попробуем представить себе тогдашнюю думу.

Владимир начал размышлять, говоря: «Аще сяду на столе отца своего, то имам рать со Святополком взяти, яко есть стол преже отца его был», что зна­чит: «Если я сяду на престоле отца своего, то при­дется мне воевать со Святополком, так как прежде престол принадлежал его отцу»; именно Святополк являлся наиболее правомочным наследником. Вы легко разберете это предложение синтаксически, так как в нем строгие причинно-следственные свя­зи, — но только в переводе, в котором к главному предложению относятся придаточные условия и причины. А вот что касается оригинального тек­ста... Аще... то... яко... Начать с того, что аще вовсе не обозначает если, а яко вовсе не как. Опять мы оказываемся перед глухой стеной неведения, стоит только окунуться в глубь веков. Все слова как будто понятны, похожи на современные. Но все-таки ког­да-то, давным-давно, тот же набор слов восприни­мался совсем иначе.

Начнем с аще. Это заимствованный книжный союз, его мог употребить грамотный книжник, от­шлифовывая в летописном изложении «неприбранную» речь или мысль князя. В русском языке XII века союз этот мог употребляться, но очень редко, в литературно обработанных, юридически важных текстах. И произносился он иначе, на рус­ский лад, не аще, а яче. В русском языке такому яче обычно не соответствовало то главного пред­ложения. Следовательно, «по-русски» надо было бы сказать «(яче) сяду на столе отца своего — имам рать со Святополком взяти». Никаких слов-стычек в древнем русском говорении нет, синтаксический смысл предложения передается иначе, порядком слов и интонаций. Попробуем переставить предло­жения: «Имам рать со Святополком взяти — сяду иа столе отца своего», — и сразу же все отношения зеркально переменились. Теперь первое предложе­ние является условным, а второе — главным: «Если сражусь со Святополком — сяду на престоле отца своего». Вполне возможно, что агрессивный князь именно в таком порядке и «думал», этого-то уж мы никогда не узнаем.

Дальше — яко. И тут снова полная неразбериха. Потому что с этим яко мы при желании можем соот­нести почти все современные наши союзы и союз­ные слова. Каким хочешь, таким и переводи! Судите сами по следующим летописным текстам (которые повествуют о других русских князьях).

«Разуме(л) Ярослав, яко в ночь велит сечися» — здесь зависимость от глагола разуметь диктует вы­бор перевода с что: «что велит в ночь сражаться».

«Рече же им Ольга, яко яз мстила уже обиду», — а здесь косвенная передача прямой речи, и яко мы должны понимать как что, мол: «что, мол, я уже отомстила за свою обиду».

«Бысть гром велии яко слышахом в избе сидя-щи», — яко относится к глаголу быть и потому переводится еще с одним значением: «так что слы­шали (даже) сидящие в избе».

«Сдумаша яко изгонити князя своего» — един­ственно возможное значение яко в этом тексте свя­зывается с нашим чтобы: «чтобы изгнать своего князя».

«Не восхотс(л) противитися брату своему..., яко велики вой держа в руку своею», что значит: «Хотя и много было [у Бориса] воинов, не желал он про­тивиться воле старшего брата».

«Больного посетите... яко вси мертвени есмы» — здесь можно перевести яко по-разному: так как, ибо или потому что — в одном и том же значении.

Если к этому добавить, что яко мог выступать и в качестве наречия, и в качестве определения, по­ложение еще больше усложнится. Такая неразбе­риха, что дальше некуда. И верно, ведь если один «союз» имеет почти все значения современных раз­личных союзов — он вовсе не союз в нашем тепе­решнем понимании этого термина. Он не служит «скрепой мысли», подобно нашим словам что, так что, так как, хотя, чтобы, потому что и так далее. Он так же безразличен к значению предложения, как и широко распространенные в то время «сочи­нительные» союзы и, а, да, но... «Сочинительные» в кавычках, потому что, если в языке нет никаких подчинительных союзов, можно ли говорить о сочи­нении? Ведь разделение чего-то всегда происходит на основе противопоставления, а в данном случае никакого противопоставления подчинительных со­юзов сочинительным и нет. Ровная гладь одинаково важных и вместе с тем совсем не важных благодаря своей многозначности союзов. Единственное их на­значение — показать, что именно на них, на этих словечках, происходит стыковка двух предложе­ний, двух отрезков мысли, связанных друг с другом единством задачи. А все наши «переводы» на совре­менный язык основаны не на реальных значениях «союза», а на логической, внутренне осознаваемой каждым из нас связи между данными предложени­ями. Для внешнего выражения таких логических связей теперь мы имеем вполне определенные сло­ва, которые и подставляем в старый текст по необ­ходимости. Это не перевод, конечно, а осмысление древнего текста.

Значит, мы приписываем древнему тексту то, чего в нем нет. Мы делаем его совершеннее. И тем са­мым приближаем к нашему времени, желая понять то, что сказано восемь веков назад. А в результате искажаем трепетные, неопределенные, неуловимые связи древнего мышления.

Оно было однопланным и четким, это мышле­ние. Слова следуют друг за другом, не обгоняя друг друга, не выпячиваясь, не заслоняя других слов, как и теперь в разговорном языке. Еще Афанасий Ни­китин — купец и путешественник XV века — свои впечатления о мире описывал таким образом:

«Тут есть Индейская страна и люди ходят наги все а голова непокрыта а грудь гола а волосы в одну косу плетены... а детей у них много а муж(чин)ы и жен(щин)ы все черны и яз хожу куды ино за мною людей много дивятся белому человеку».

Не удивляйтесь отсутствию знаков препина­ния — у Афанасия Никитина по тогдашнему обы­чаю и слова-то не отделены на письме друг от друга, не то что мысли. Попробуйте сами в этом «потоке описания» выделить предложения и их типы, ка­кими они должны быть (с нашей точки зрения, ко­нечно). Помните только, что ино означает то, а и и одинаково обозначали союз и, потому что разницы между соединительными и противительными со­юзами также еще не было.

Итак, вот какими были предложения в древности. Они создавались в мысли своеобразным «присоединительным усилием»: сколько силы и впечатлений хватит, столько и присоединяй! Это именно присо­единение, а не сочинение, как можно было бы по­думать, видя знакомые нам союзы, и тем более это не подчинение.

Сочинение предложений возникло тогда, когда сформировалось подчинение предложений, когда появились в языке сложноподчиненные предложе­ния. Однако формирование этих последних проис­ходило очень медленно, постепенно, этап за этапом. Многие люди участвовали в этом важном процессе: художники слова и тонкие его ценители, законодате­ли и мыслители. Нам не хватит времени разобраться в сложном и запутанном процессе рождения новых синтаксических типов и связей — своеобразных штампов мысли, пригодных для разных случаев и для всех говорящих. Но один случай мы все-таки рассмотрим.

Раньше всего в русском языке развились прида­точные условные предложения. Сначала это были даже и не придаточные. В разговорной речи рожда­ется вопрос, за ним следует ответ, просто вопрос и ответ, вот как в северной грамоте:

«Есть ли у тебя, Никитка, пиво?

Испьем да и простимся.»

О письменной речи мы уже говорили, там все зависит от последовательности слов: то, что впере­ди, — условие, что за ним следует, — следствие, то есть главное предложение.

Читаем в «Русской Правде»: «Ударит на смерть — вира». Переводим: если ударит кого-то и убьет, то платить штраф.

Во всех таких предложениях еще нет придаточ­ных предложений в нашем понимании, однако ло­гическая связь между частями высказывания уже ощущается. И теперь она уже требует словесного выражения, нужно каким-то образом выделить одно из предложений, установив его особую важность в ряду других. И выделяется главное предложение. Выделяется подручными средствами, хорошо зна­комыми словами: а, и, да, ино, то, так — других-то пока нет. Что же получилось? А вот что:

«У тебя, Никитка, пиво, то испьем да и простим­ся».

«Ударит на смерть, то вира».

Все прежние средства выделения остались — и порядок слов тот же, и интонация. Но появилась и некая скрепка — словечко, выделяющее самое глав­ное в мысли, то, что является в этом выражении но­вым. Сказано «ударит на смерть» — это констатация факта; а к ней особым порядком слов, особой инто­нацией, особым вставным словечком присоединяет­ся и то новое, что вытекает из описанного факта: «то вира». Последнее сочетание слов и является самым важным следствием соединения двух сочетаний, ради него они и сплетены в одно предложение как причина и следствие. То здесь очень важное слово, благодаря ему есть за что зацепиться вниманию. Но это все еще не подчинительная связь, ее лучше на­звать выделительной, потому что и подчинительно­го союза здесь еще нет, и многообразные значения придаточного еще не расчленились. Наши предло­жения, например, совмещают в себе и придаточное

условия, и придаточное времени, и придаточное причины.

Условие и время вообще довольно долго не жела­ли расставаться друг с другом. Даже много позднее, уже во времена Пушкина, они могли присоединять­ся к главному предложению одними и теми же со­юзами.

У Пушкина в «Борисе Годунове» Шуйский пред­лагает Воротынскому:

«Когда Борис хитрить не перестанет, Давай народ искусно волновать...»

Слово когда здесь явно употреблено в значении если, временной союз еще выступает в качестве условного.

Этот пример показывает, что даже в новое время на наших глазах происходит все большее расчлене­ние когда-то совпадавших типов придаточных пред­ложений.

Вернемся, однако, в ту эпоху, когда сложное пред­ложение еще не стало сложноподчиненным. Со вре­менем роль скрепок между частями такого предложе­ния стали вместе с союзами играть союзные слова.

Для чего же они понадобились, союзные слова? Ведь «главное» предложение и без того уже выделе­но союзом. Такого выделения оказалось мало. Не­достаточно показать, что именно главное в предло­жении. Одновременно с тем нужно было ослабить значение не главного, показать, что оно зависит от главного. Мысли, выражаемые и неглавным пред­ложением, неоднородны и внутренне зависимы. Это причина — то следствие; это качество—то предмет.

Предложения, составляющие текст, нужно было вы­строить в перспективе, оттеняя реальные связи и действительную последовательность мысли.

Но союзные слова нужно сначала создать. И это опять-таки характерно для развития языка, который постоянно сам себя обеспечивает внешними форма­ми выражения.

И вот с начала XVI века начинается бурный рост таких союзных слов. Они создаются из самых различ­ных остатков древних грамматических форм или из маловажных членов предложения. Они образуются обильно и щедро — раз уж нужно, так нужно! Мно­гие из них впоследствии бесследно исчезли, так и не получив всеобщего признания, не став обязатель­ным для всех говорящих синтаксическим средством. Другие стали употребляться ограниченно, только в высоком или, наоборот, только в низком стиле.

Вот примеры. Один уже знаком:

«Есть ли у тебя, Никитка, пиво, то испьем да и простимся». Глагольная форма есть здесь не очень важна, в соединении с ли она и дает сначала союзное слово, а затем и союз естьли, ставший затем если. Самый распространенный условный союз, который сохранился до нашего времени: «Если есть у тебя пиво, то испъем...» Второе есть появилось позднее и совсем по другой причине.

А вот иной случай, он связан со старым сложным временем, которое называлось «будущим в прошед­шем»: будет пришел.

«Будет пришел холоп ино плетьми бить», что можно перевести буквально таким образом: если к тому времени холоп окажется пришедшим, то его (в наказание) следует побить плетьми. Сложное, не­нужное теперь языку морфологическое время раз­рушилось, слово будет оказалось излишним и стало употребляться в новом для него значении. А так как теперь, в новой функции, оно уже не изменялось по лицам и числам, то и окончание для него стало ка­заться излишним, и форма сократилась до буде. Связь с формами глагола в прошедшем времени (пришел) стала неважной. Так появились предложения вроде: «А буде пришел холоп ...» — в прошедшем времени, «А буде не станешь слушать...» — в будущем време­ни — с союзным словом буде. А союзным оно явля­ется потому, что и с другими словами предложения все еще связано, и соотносится с «союзом» в глав­ном предложении; буде — то, буде — ино.

И вот самый последний этап изменения как раз и связан с устранением этих то, ино: «Если у тебя пиво — испъем...»; «Буде пришел холоп — бить плетьми». Преимущества такой конструкции оче­видны. Как ни переверни предложение, как ни меняй слова, главное останется главным, а прида­точное придаточным: «Испъем, если у тебя (есть) пиво»; «Бить плетьми, буде пришел холоп».

Формирование сложноподчиненных предложе­ний пришло к завершению: взаимная подчинен­ность предложений выражена чисто грамматически и всегда одинаково. До этого были разные попытки уложить новую логическую связь в какие-то язы­ковые формы. Теперь одна общая форма определи­лась, оказалась удачной и понятной, стала распро­страняться на любое сочетание слов с тем же самым значением условности.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: викторина, внеклассное мероприятие, задание, это интересно, урок-игра, занимательный русский язык, КВН, неделя русского языка в школе
Просмотров: 1018 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0