Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 03.05.2024, 21:33:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАССКАЗАХ. О числе и числах, а также о числительных
20.10.2011, 13:31:52

Представление нашего далекого предка о количе­стве надолго закрепилось в грамматической систе­ме. Мы уже говорили о том, что у древнерусских имен существительных и прилагательных различа­лись единственное, двойственное и множественное число. При этом множественное число пришло до­вольно поздно.

Каждое число сначала мыслилось как определен­ное количество каких-нибудь предметов: два дома, семь быков. И только постепенно стало осозна­ваться число само по себе, независимо от предметов и лиц: просто число два или число семь.

Конкретность древнего числа можно увидеть хотя бы в том разговорном выражении, которое часто слышишь от школьника: «Дай пять!» Это не что иное, как вольный перевод древнего соче­тания подай пясть, то есть подай руку (а на руке-то пять пальцев). Слово пять и связано со словом пясть, и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Еще и в наше время кое-кто «счи­тает по пальцам», а в древности только такой счет и был возможен. Древние славяне считали пятка­ми. Сколько дали за златогривых коней Иванушки дурачка? «Семь пять шапок серебра». Семь раз по пять. А вот в одной грамоте 1130 года похожий счет: «полтрстъя десяте» (рублей). Половина до третьей десятки, то есть 25. Здесь уже отражается смешение с десятеричным счетом, заимствованным славянами у греков и римлян. Однако сама модель счета оста­ется прежней, славянской: речь идет о том, что до 30 не хватает одного пятка.

Слова, обозначающие числа, собирались посте­пенно и из разных частей речи. Один, два, три, че­тыре— прилагательные. Как и все прилагательные, они различались родом, числом и падежом в зависи­мости от имени, с которым вступали в согласование: один дом, одно дерево, одна корова; два дома, два дерева, двъ коров*; трие кони, три коровы; четыре кони, четыри коровы.

До сих пор мы говорим два человека, три че­ловека, четыре человека, но пять человек, шесть человек и т.д. Пять, шесть, семь, восемь (оемь), девять — существительные, которые склонялись подобно именам типа кость: пяти, пятью, о пяти. Поскольку это существительные, то за ними следо­вали имена в родительном падеже. Если в сочетании два человека перед нами следы согласования, то в сочетании пять человек — управление. Десять — тоже существительное, но склонялось оно иначе, как существительное время, и всегда с древними окончаниями: десять, десяте, десяти и т.д.

Более сложные счетные слова образовывались описательно. Вот, например, в романе А. Чапыгина «Гулящие люди»:

«— Рано ему в стрельцы...

— Рано, конешно... шесть на десять».

Шесть на десять — не 60, а 16 (шесть за деся­тью). Мальчику всего шестнадцать лет. Число 60 обозначалось иначе: шесть десяте, то есть шесть десятков. Очень похоже на современные обозна­чения, разница только та, что с течением времени устранились некоторые слоги, а сочетание в целом стало восприниматься как одно слово, шестнадцать и шестьдесят.

Впрочем, некоторые счетные имена как бы на­рушали общую логическую цепь исчисления. Два десяте, трие десяте, четыре десяте, пять десяте... И вдруг сюда врывается сорокъ, заменяя собою прежние четыре десяте. По какой причине — не­ведомо. Почему вдруг слово, обозначающее мешок, родственное нашей сорочке, стало числительным, никто не знает. Предположений, правда, много; вот одно из них. Связка беличьих шкурок числом четы­ре десяте была когда-то «ходячей монетой». Ее всег­да держали в особом мешке — сороке. Постепенно это слово и стало осознаваться как эквивалент числу 40, а впоследствии и вовсе заменило собою старое четыре десяте.

Как бы то ни было, и какого бы происхождения числовые имена ни были, но со временем они все больше и больше становились похожими друг на друга и все вместе — все более абстрактными, не

связанными с представлениями о конкретных пред­метах.

Их отстраненность от всех прочих слов особенно усилилась после того, как на письме появилось циф­ровое обозначение чисел. Цифра — самое условное и потому максимально абстрактное обозначение чис­ла: 1, 2, 3... Однако произошло это довольно поздно. Долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А — один, (Б ничего не зна­чит), В — два, Г — три, Д — четыре, Е — пять...

Вернемся, однако, в древнюю, дописьменную эпоху. Еще нет имени числительного как самосто­ятельной части речи. Есть счетные имена: один, два, три... сто. Это очень много — сто. Больше всех жителей деревни, больше, чем воинов в княжеской дружине... Очень большое число!

А если нужно было обозначить еще большее количество? Тогда прибегали к описательным сло­вам, а то и к метафорам. Тысяча, естественно, по­явилось раньше всех прочих слов для обозначения больших чисел. Ученые связывают это слово с раз­личными древними корнями, оно могло обозначать либо большая сотня, либо сильная сотня. Словом, предел возможного.

Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово тьма. В самом слове чувству­ется значение бесконечности. Дальнейшее увели­чение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова легион (сто тысяч) и леодр (миллион). Заим­ствовали только слово, а не его значение. На самом деле легион — латинское слово, и обозначало оно воинское подразделение, численно равное пример­но современной пехотной дивизии (не более 6000 человек). Со временем понадобились слова для обо­значения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. И для них подыскали эквиваленты со значением бесконечности. Десять миллионов — ворон (вечная птица), сто миллионов — колода (гроб). Что может быть больше колоды? Бесконечная вечность. Обра­тите внимание: каждый раз, когда требовалось но­вое увеличение осознаваемого числа, древний наш предок надеялся, что уж теперь-то это действитель­но конечное число, за ним ничего больше нет и не будет. Мир чисел он видел столь же замкнутым и конечным, как и все вокруг. И каждый раз его аб­страктную сущность представлял, оживлял в чем-то определенном и реальном.

Зато, как бы возмещая недостаток больших чисел, ненужных в быту, наши предки тщательно следили за точностью исчисления в низких пределах. Они добивались этого даже грамматическим способом, почти не прибегая к числовым именам. Владимир Мономах в 1101 году описывает охоты, в которых он участвовал:

Ималъ еемь своими

руКАМА Т"Ь ЖЄ КОИИ ДИ-КН/Ь. ТурА МЯ ДВА МЄТАЛА

на роз'Ьх1» н съ конємь.

ОЛЄНЬ МЯ ОДИНЪ БОЛТ., А ДВ'В лоси — ОДНГГЬ НОГА­МИ ТОПТАЛ!», А ДруТЫЙ рОГОМА ЕОЛЪ.

Хватал я своими руками (2) тех диких коней (много). Тура (2) меня два метали на рогах (многих) вместе с конем. Олень (1) меня один бодал, и два лося (2) — один ногами (многими) топтал, а другой рогами (2) бодал.

С какой скрупулезностью киевский князь про­извел подсчет рогов и копыт, когда-то касавшихся его тела! И при этом он вовсе не любовался свои­ми страданиями, он просто не мог иначе. Он обяза­тельно должен был указать, что у двух туров четы­ре рога, то есть много, а у лося два рога, но четыре ноги, а это значит — в одном случае двойственное, в другом — множественное число имени. Он не мог бы сказать: «ималъ есмь своими руками» — его вы­смеют! Даже у князя всего две руки, а не много рук, и множественное число вместо двойственного недо­пустимо.

Постепенно, с XII века, двойственное число все реже передается в текстах. Сначала местоимения, затем глаголы, наконец, и имена лишаются некото­рых форм, служивших для передачи двойственного числа. Писцы и авторы начинают смешивать фор­мы двойственного и множественного числа, в недо­умении взирая на незнакомые им или полузабытые окончания двойственного числа: «двъ лоси», «рого-ма», «рукама».

Не все подобные формы исчезли бесследно. Не­которые из них сохранились, но стали употреблять­ся со значением множественного числа или вообще изменили свое значение. Мы уже встретились с од­ним из таких сочетаний: два тура когда-то переда­вало значение двойственного числа, теперь же, по-прежнему живая, эта форма имеет другое значение. Прежнее согласование два тура (именительный па­деж двойственного числа) сменилось управлением два тура (имя существительное стоит в родитель­ном падеже единственного числа).

Сравним использование слов колени и колена в отрывке из романа Ф. М. Достоевского:

[Лиза] «— Но зачем вы становитесь на колени?

[Степан Трофимович] — Становлюсь на колена пред всем, что было прекрасно в моей жизни, лобы­заю и благодарю!»

Каким бы странным и торжественным ни каза­лось нам сочетание на колена, оно является искон­ной формой множественного числа (и другие име­на среднего рода сохранили то же окончание: села, седла. Напротив, колени — фонетически изменив­шаяся форма двойственного числа колънъ. Именно она и используется теперь в значении множествен­ного числа.

Все названия парных предметов, как правило, со­хранили форму двойственного, а не множественно­го числа. М. В. Ломоносов отмечал, что в его вре­мя окончанием множественного числа выступает -а у существительных берега, рога, глаза, а ведь это окончание двойственного числа, которое только с XIX века стало распространяться и на многие суще­ствительные со значением множественности, такие, как города, учителя...

Рассматривая подобные примеры, мы опять-таки сталкиваемся с обычным для истории языка явле­нием: в качестве устаревшего воспринимается тот вариант, который не соответствует новой языковой норме. Колена — правильная форма множествен­ного числа, но тем не менее для литературного язы­ка она не является верной, нормой стала прежняя форма двойственного числа. Устаревший вариант со временем вообще может исчезнуть из языка. Соб­ственно, из языка он уже исчез, но еще использует­ся в речи (например, в литературном произведении) для каких-то особых целей.

С утратой двойственного числа исчезло множе­ство лишних окончаний, грамматические различия пришли в соответствие с различиями в реальном мире. Более частные противопоставления, напри­мер одного двум или одного трем, можно передать сочетанием с числительным, и тогда понятие много коров может уточняться: две коровы, три коровы, четыре коровы... Противопоставление одна коро­ва — много коров становится всеобщим, оно вы­ражено грамматически формами склонения и может передаваться без помощи вспомогательных слов, вот так: корова — коровы.

И это изменение незамедлительно сказалось на истории самих счетных имен. Прежде всего, они слой за слоем, постепенно сбрасывали с себя то, что привязывало их ко всем остальным именам, что де­лало их счетными именами.

Они перестали различаться по роду — в тех, конечно, случаях, в которых прежде различались. Пять — не женского рода, десять — не среднего рода, как когда-то было. Три и четыре вообще име­ли окончания разных грамматических родов: трие, четыре (мужской род) и три, четыри (женский и средний род). Один и два сохранили подобное раз­личие по роду: один — одна — одно; два — две; языку это требовалось для каких-то целей, хотя те­перь мы все чаще, а в разговорной речи, как прави­ло, употребляем слово раз вместо один. Мы и счет начинаем так: раз, два, три... Раз же, как и все прочие счетные имена, не изменяется по родам. Очень удобное для числительных слово, которое постепен­но оттесняет один на задний план.

У счетных имен исчезает категория рода, они перестают различаться и по числу. В известном смысле так было и прежде: два употреблялось только в двойственном, три и четыре — только во множественном числе. Вспомним, что самыми важ­ными признаками имени являются как раз противо­поставления по роду и по числу. На путях истории счетные имена растеряли эти признаки и тем самым окончательно обособились от всех остальных имен. Они образовали самостоятельную часть речи — имя числительное. Постепенно, не без издержек и по­терь, но образовали. Впервые М. В. Ломоносов уже в середине XVIII века в своей грамматике решился назвать числительные особой частью речи. Так чис­лительное стало числительным.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: викторина, внеклассное мероприятие, задание, это интересно, урок-игра, занимательный русский язык, КВН, неделя русского языка в школе
Просмотров: 1639 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0