Ориентация на потребности в развитии ребенка в каждый конкретный момент
является антитезой требованиям, предъявляемым к школе извне, со стороны
взрослого сообщества (общества), ориентированным на будущее (теории
социальной адаптации, социального заказа). Ориентация на будущее
фатальна для педагогики, так как с необходимостью влечет за собой мысль о
том, что время, проводимое ребенком в школе, и, шире, весь период
детства и юности - лишь только подготовка к жизни, но сама не есть
полноценная жизнь. То, что волнует ребенка здесь и сейчас, не важно.
Важно, чтобы он был "приспособлен" к жизни в "обществе", в таком
обществе, каким мы его себе представляем в данный момент времени и с
нашей точки зрения, которая может быть весьма ограниченной или даже
совсем ошибочной. Строить школьное дело на таких зыбких основаниях, как
представление о должном общественном порядке, - занятие весьма
сомнительное. Еще пятнадцать лет назад "общество" было совсем другим,
чем сегодня, и наверняка будет другим еще через десять лет. Не
удивительно, что система образования, построенная как производная от
потребностей общества, постоянно находится в кризисе. Позавчера мы
говорили о научно-технической революции, вчера о переходе к рынку и
демократии, о постиндустриальном обществе, сегодня - об экономической
глобализации и ломаем голову о том, что нам делать с безработными,
которые не могут перестроиться и приобрести другую, нужную сегодня
квалификацию. О чем станут говорить тогда, когда сегодняшние первоклашки
будут сдавать выпускные экзамены? Об этом не знает никто. Школа,
созданная по принципу соответствия насущным потребностям общества, в
действительности будет всегда плестись в хвосте развития. Поэтому самое
время, а в России следует еще добавить - и место, обратиться от
абстрактных идей к жизни, то есть к нашим детям, а общество подождет.
Школа, сориентированная на потребности и проблемы конкретных детей и
идущая от ребенка, в которой ребенок будет не только учиться, но и жить
полной жизнью, выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных
"полноценных людей" (Штайнер) и тем самым выполнит свое подлинное
общественное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития
общества и культуры. Установка на будущее влечет за со бой не только
обеднение жизни детей, но и обеднение жизни взрослого сообщества - ведь
родителями детей являются именно взрослые, члены того самого "общества",
для жизни в котором мы готовим наших детей в школе. Вместо того, чтобы
жить с детьми полноценной и интересной жизнью - у кого есть дети, те
знают, как может обогатиться благодаря детям жизнь, - взрослые ведут с
детьми постоянную войну за то, чтобы те соответствовали требованиям,
выдвигаемым школой и ориентирующимся на будущую жизнь. Таким образом,
возникает порочный круг, в котором все - и взрослые, и дети - готовятся к
будущей жизни, которая никогда не наступит, не говоря уж о том, что
реально выдвигаемые школой в настоящий момент требования уровня знаний
по отдельным предметам практически вообще никак не связаны с
потребностями реальной жизни, а направлены сугубо на подготовку к
поступлению в вуз. Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном развитии
может осуществляться только в непосредственной встрече
педагогов-учителей, родителей и детей. Эта встреча носит всегда
индивидуальный, неповторимый характер и связана с необходимостью
принимать творческие решения. Штайнер отмечал, что деловая и практичная
школьная жизнь может осуществляться только тогда, когда "опыт,
полученный в конкретном преподавании, будет вливаться также и в
управление". Таким образом, принцип автономии и вытекающая из него идея
самоуправления становятся внутрипедагогическим, а не политическим
требованием, связанным с необходимостью вводить в школу демократию в
условиях переходного периода современной России или по каким-нибудь
другим внепедагогическим мотивам. Модель самоуправления, разработанная
Штайнером и практически осуществляемая в вальдорфских школах по всему
миру, оправдала себя и считается в ФРГ классической. Коллегиальное
самоуправление школы учителями, участие родителей в управлении и жизни
школы - еще одна отличительная черта вальдорфских школ. В литературе
отмечается, что вальдорфская педагогика смогла стать к концу столетия
тем, чем она является, - широким, интернациональным педагогическим
движением - именно благодаря особым формам самоуправления. В наших
условиях, когда демократизация жизни школы считается приоритетной
задачей, опыт педагогического самоуправления вальдорфских школ и его
структура представляются нам особенно актуальными. |