Допустим, география. Географию можно охарактеризовать, указав,
сколько учебных часов на нее уходит как на учебный предмет. Но разве
можно представить себе географию без похода, без рисунка пути из дома в
школу – первой маленькой карты, как ее делают в вальдорфской школе,
первой привязки к земле, когда ребенок считает расстояние собственными
маленькими шагами?
География рассматривается не сама по себе, как
учебный предмет, а в ее связи с человеком, с развивающимся человеком. А
это в данном случае важный психолого-педагогический принцип. Мы не
только преподаем географию, но и способствуем развитию пространственного
сознания ребенка. Альтернатива этому – дать маленькому
ребенку-дошкольнику глобус (как это происходит в одной тоже
альтернативной педагогике) и сказать: вот это твоя земля, твой мир, в
котором ты живешь! Это очень мило, но при этом совершенно не учитывается
то, как ребенок переживает, видит мир изнутри самого себя. Глобус –
результат тысячелетнего развития науки – преподносится как готовый
результат. Вальдорфские педагоги говорят: нет лучшего способа повредить
способностям ребенка, чем предложить ему в готовом виде результаты
научного познания. А ведь именно на этом принципе построен любой
современный учебник.
При этом нужно учитывать, что только в III-IV классах ребенок
пробуждается для реальности, до того он живет в мире своей фантазии, он
еще не совсем родился для нашего предметно-пространственного мира. Вот
мы идем смотреть Кремль на уроке москвоведения, учительница: «Дети
посмотрите, какая красота!» А дети бегут на горку и весело сбегают с
нее, изображая птичку, им этот Кремль пока ни о чем не говорит, хотя
речь идет уже о III классе. А вот птички, горки – это их мир. Чем младше
ребенок, тем важнее, что и как он внутренне переживает, (эмоциональное
состояние, заинтересованность, плохо ему или хорошо).
Вальдорфская педагогика учитывает этот «жизненный мир» ребенка, то
есть то, как ребенок видит и ощущает мир. Она старается идти ему
навстречу, а не подминать ребенка под себя, навешивая на него «научные
понятия». Поэтому география начинается в том возрасте, когда ребенок
пробуждается к этому реальному пространственному миру. Предметы
появляются в учебном плане школы параллельно с тем, как ребенок начинает
пробуждаться к этому миру, рассматриваются через призму становящегося
ребенка, через его мышление, чувства и волю или тело, душу и дух. Такой
психолого-педагогический принцип доминирует здесь. То же самое и с
другими предметами. Например, грамматика вводится только в III классе,
так как способствует укреплению растущего самосознания ребенка. До этого
ребенок еще совершенно слит с языком. И это для ребенка – хорошо:
эмоционально-наполненная, насыщенная переживанием жизнь в языке, которая
«умирает» в абстрактной грамматике. Поэтому слишком раннее преподавание
грамматики, согласно вальдорфской философии, вредит ребенку. «Жизненный мир» – термин феноменологической философии Гуссерля – играет
большую роль в зарубежной теоретической педагогике. В настоящее время он
упоминается в официальных документах, издаваемых министерством
образования (культуры) Германии, как необходимый принцип. Этот подход,
важная составляющая гуманизации школы, через феноменологическую
педагогику стал признанным общепедагогическим достоянием. А вальдорфская
педагогика показывает возможный путь его реализации в практике
школьного преподавания. |