Классный руководитель пересказывает собравшимся родителям
произошедший в классе конфликт, не называя имен, места действия, не
давая своих оценок случившемуся.
После родительского собрания я сделала попытку поговорить наедине с мамами мальчиков, не извинившихся перед Полиной.
Одна восприняла мои слова эмоционально, пообещала наказать
ребенка, плакала. Я убедила ее поступить иначе: спокойно поговорить,
обсудить с сыном ситуацию, рассказать ему о своих чувствах, обязательно
сказать, что представила на месте обиженной кем-то
Полины свою маленькую дочку – его сестру. Просила обязательно
сдержаться, ни в чем не обвинять сына, не высказывать своих подозрений. И
обязательно позвонить мне после такого разговора.
С другой мамой, с которой я уже беседовала ранее, разговор оказался труднее. Я постаралась очень спокойно сказать ей, что все-таки
ее сын участвовал в этом конфликте, что самое главное для нас с ней
сейчас – убедить его правильно оценить ситуацию, сделать для себя нужные
выводы. И ее просила ни в коем случае не обвинять сына, не высказывать
подозрений, а вместе с ним поразмышлять о случившемся.
Первая мама мне так и не позвонила, поэтому, как прошел ее
разговор с сыном, я не знаю. Но мальчик подошел утром (когда никто не
видел) к Полине, что-то очень бессвязно попытался
сказать. Суть его слов сводилась к следующему: он уверял Полину, что
относится к ней вполне хорошо, что никогда не было мыслей обидеть ее.
Главных слов он не произнес.
Второй – не сказал ни слова. Его мама сообщила, что сын
отрицает свое участие в конфликте, сердится, что ему не доверяют. Я
пообещала ей прервать обсуждение вопроса о виновности ее сына. Не пойман
– не вор…
Индивидуальные собеседования с родителями провинившихся ребят
Беседа обычно проходит в откровенной и доброжелательной
атмосфере. В отличие от общего родительского собрания необходимо сразу
сообщить родителю о том, что среди виновных – его ребенок. При этом
классный руководитель должен сразу же объяснить, что задача, которую
надо постараться решить, – общая для школы и семьи. И состоит она вовсе
не в наказании, а в доказательном убеждении ребенка, что сложившийся
конфликт следует разрешить достойно и никогда больше не допускать
возможности его повторения в своей жизни и в жизни близких людей.
Далее следует попробовать смоделировать ход домашнего разговора с ребенком исходя из конкретных особенностей личности и семьи.
Настоять на категорическом исключении из методов разговора
скандала, крика, угроз, обвинений, каких-либо подозрений вообще, т. к.
вина ребенка не доказана, и значит, надо действовать на сознание и
совесть сына, пытаясь разбудить чувство ответственности и раскаяния.
Можно предложить следующие возможные формы разговора:
1. Поговорить с подростком о том:
- кто из одноклассников мог бы, по его мнению, совершить такое зло;
- почему, на его взгляд, это произошло;
- какую позицию в конфликте занял он сам и почему.
Что бы ни сказал на это ребенок, обязательно объяснить ему, в
чем он был в своих суждениях не прав, как стоило бы поступить в этом
случае ему и тем, кто виноват.
2. Пересказать случившееся, удивляясь, что узнали о событии не
от сына, а со слов классного руководителя, всем видом своим демонстрируя
абсолютную уверенность, что виновный – кто-то из одноклассников сына,
осудить его, посетовать, что неразумным своим поведением принес горе и
сложности себе и другим. Сказать, что выход, конечно, есть, но для этого
нужно мужество просто сознаться, и все поправится, ведь всем
свойственно совершать ошибки, надо только уметь их признавать и пытаться
обязательно исправить.
3. Рассказать сыну о своей очень острой, болезненной реакции,
если таким образом обидели бы его младшую сестру. Спросить его, стал бы
он на защиту родного человека и как бы отнесся к обидчику?
4. Обсудить конфликтную ситуацию всей семьей (со старшим
поколением), предлагая каждому высказаться (в т. ч. и сыну), как
отреагировал бы он, если бы виновным был кто-то из очень близких к семье
людей. Вместе предложить решение, наиболее благоприятное для всех
участников конфликта.
5. В беседе по поводу конфликта привести сыну убедительные
примеры из своей жизни, жизни своих знакомых или из литературных
произведений, доказывающие, что взрослый человек начинается с
ответственности за свои поступки.
В любом случае, как бы ни пошла домашняя беседа, нельзя
доводить ее до накала страстей, нельзя выпытывать информацию из ребенка,
заставлять его говорить, если он "уходит" от разговора. Можно вернуться
к нему позже, в другом варианте, например поинтересовавшись, как
разрешился конфликт.
Необходимо убедить родителей для обеспечения согласованности
действий обязательно рассказать все течение беседы классному
руководителю. Совместными усилиями можно скорректировать какие-то
моменты или принять нужное решение (например, даже о прекращении попыток
убедить ребенка, если он активно сопротивляется).
наверх
Работа с активом класса
Классный руководитель приглашает также к отдельному разговору ребят, небезразлично относящихся к жизни классного коллектива.
Перед собравшейся группой детей ставится следующая задача: в
связи со сложившейся ситуацией, когда виновные не признаются в
содеянном, обвинять их и наказывать нет оснований (да это и не самое
главное), для дальнейшего развития межличностных отношений нужно
попытаться найти достойную форму завершения конфликта. Подобрать
своеобразное "последнее слово", которое должно: остаться за коллективом и
определить мнение всего класса о случившемся; создать в классе
настроение, обеспечивающее невозможность подобных инцидентов в будущем.
Форма работы – "мозговой штурм", обсуждение задач и адекватности возможных форм их решения.
Роль учителя при этом – слушать ребят, задавать уточняющие вопросы, быть в этой ситуации на равных с ними.
В связи с произошедшей конфликтной ситуацией ребята определили задачи:
- достойно, от имени класса извиниться перед Полиной и ее бабушкой;
- дать понять виновным, что их поступок осужден, а малодушие будет "вознаграждено";
- дать понять всем ребятам, что только вместе можно противостоять злу и победить его.
Далее обсуждался вопрос о форме, которая позволила бы решить все поставленные задачи.
Каждое из обсуждаемых предложений (классный час, газета,
индивидуальная беседа, психологический тест и т. д.) оценивалось:
совместно определялись его сильные и слабые стороны, прогнозировалась
возможная реакция класса.
В процессе обсуждения классный руководитель подводит ребят к
мысли о колоссальной ответственности за предстоящее мероприятие: оно
должно "бить в точку", запомниться надолго всем, стать настоящим уроком
жизни.
Вполне, возможно, что первая такая беседа не даст желаемого
результата. Можно отложить принятие решения, предложить подумать,
определиться, но с важным условием – не обсуждать этого в классе: для
всех одноклассников задуманное должно стать сильным эмоциональным
потрясением, а потому должно быть неожиданным.
На второй встрече с этими ребятами (через 2 дня) стояла та же
цель, но пути решения ее виделись уже более конкретно и четко: в
процессе обсуждения возникло слово "игра", осторожно подведенное
классным руководителем к слову "спектакль". И начался новый виток
бурного обсуждения.
Ученики решили написать пьесу и сыграть спектакль в присутствии всех ребят и их родителей. Пьеса должна:
- быть небольшой, динамичной, с сюжетом, "зеркально"
отражающим конфликтную ситуацию, не называющую конкретных фактов нашей
истории;
- предоставить право главному герою самому раскаяться в проступке.
Корректировку некоторых деталей этого ученического решения
классный руководитель может и должен взять на себя и провести ее очень
осторожно в процессе подготовки спектакля.
Пьеса была написана очень быстро.
Удивили и порадовали в ней: достаточно четкие очертания
личности главного героя (в котором все узнавали подростка, струсившего
признаться в своей вине); искренняя заинтересованность ребят; их азарт;
стремление довести дело до конца; отзывчивость, которую
продемонстрировали приглашенные играть в спектакле.
Больше всего порадовала какая-то житейская мудрость детей, декларировавших в спектакле мысль о том, что всегда человеку воздается по делам его.
Репетиции проводились постоянно, но в атмосфере полной
секретности. Классному руководителю был показан уже сыгранный спектакль.
Вносить в него какие-либо значительные изменения не
было необходимости. Актеры сами все хорошо прочувствовали и сами
находили более верные жесты, слова, эмоции.
Впереди была премьера.
Для нее был выбран особый день – последний праздник
учебного года, мероприятие, на которое были приглашены родители всех
ребят. Подготовленному спектаклю отводится важное, но не единственное
место в празднике.
Начало праздника стало неожиданным для всех. Перед ребятами
развернулся рассказ о мальчишке, незаслуженно обидевшем девочку,
отобравшем у нее куклу, с которой она играла, разломавшем ее. Далее
сюжет развивался так: девочку, с плачем рассказывающую об обиде, бабушка
успокаивает словами: "Прости ему, он сам себя наказал!". А "герой"
ссорится без видимой причины со своим одноклассником, вслед ему
произносящим слова о том, что плохое всегда возвращается к совершившему
его. Мальчишка – "герой" не верит этому, но очень быстро на него
неожиданно начинают сыпаться со всех сторон неприятности. Он прибегает к
маме со словами: "Это все кукла, кукла!" Последняя сцена представляла
мальчишку, пришедшего к обиженной им девочке (очень испуганной этой
новой встречей) со словами прощения и новой куклой в подарок.
Завершая спектакль, ребята выстроились все вместе, и
исполнитель главной роли от имени всех участников обратился к Полине и
ее бабушке со словами о том, что ребята просят у них прощения за своих
одноклассников и за себя, обещают, что никогда больше не позволят
повториться подобному в нашем классе. "Актеры" подарили Полине очень
симпатичного львенка – доброго, забавного и в то же время задиристого.
Последние слова ребят звучали в полной, звенящей тишине. Только те трое
наших "героев" очень неестественно засмеялись…
Слезы были на глазах у Полины, ее бабушки, других
родителей. Полинина бабушка похвалила ребят за мужество и добрые
чувства, подаренные всем нам. Знаю, что львенок стал любимой игрушкой
Полины, она с ним не расстается.
Вот такая история произошла в моем классе. Считаю, что мы
сумели найти достойное разрешение возникшего конфликта. Чуда не
произошло: совершившие зло не превратились благодаря нашим действиям в
ангелов. Но все в классе теперь знают: злу нельзя давать права
побеждать. И еще ребята поняли, что к беде, случившейся с твоим соседом,
нельзя относиться равнодушно, надо обязательно деятельно соучаствовать в
уничтожении ее. Тогда злу придется "туго" и мы не будем чувствовать
себя перед ним беззащитными.
Реакция на спектакль одноклассников и их родителей, постоянное
возращение к теме спектакля в процессе дальнейшего разговора, какие-то
достаточно откровенные признания, искренние слова (и наоборот,
неестественное, натянутое и наигранное поведение трех антигероев и
торопливые, оправдательные, общие слова их родителей) – лучшее
доказательство того, что с проблемой удалось справиться. Достигнутая
победа не сиюминутная: ребята чуть-чуть повзрослели и приобрели
жизненный опыт в построении взаимоотношений. |