Учебная цель:
• познакомить учащихся с творчеством М.П. Мусоргского, прослушать
«Избушку на курьих ножках»;
• познакомиться с музыкальным произведением в форме «сюита»;
• обобщить и закрепить понятие «трехчастная форма», термины «лад»,
«темп», «динамика», «звуковедение», «мелодия», «контраст».
Воспитательная цель: учить детей чувствовать
поэтичность музыкальных и живописных художественных образов. Развивающая цель: развить эмоции, фантазию,
воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных,
художественных и литературных произведений. Оборудование: аудио- и видеооборудование,
портрет М.П. Мусоргского, слайды с иллюстрациями к пьесам по мотивам
картин В. Гартмана. Ход урока
(На доске вывешен портрет М.П. Мусоргского) Актуализация знаний.
У.: Наша сегодняшняя тема «Портрет в музыке». Что такое «портрет» в
изобразительном искусстве?
Д.: изображение человека в полный рост;
нескольких человек изобразить;
если изобразить людей до плеч – это портрет.
У.: Что мы с вами можем увидеть на портрете?
Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый
или бедный;
У.: А чем музыкальный портрет отличается от художественного?
Д.: его нельзя можем увидеть; длится во времени; передает движение,
настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное
произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все
видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и
разные люди могут вообразить разное…
У.: Перед вами на доске записаны средства музыкальной выразительности.
Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет.
Объясните их назначение.
[Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, звуковедение, мелодия]
Д.: Темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как
двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.
Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно
радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.
Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит
музыка.
Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.
У.: А что за средство – звуковедение?
Д.: Это – как ведутся звуки в произведении.
У.: А как можно вести звуки?
(Дети задумываются, вспоминают. Учитель наигрывает несколько мелодий).
У.: Как соединяются эти звуки?
Д.: Связно – это легато, а отрывисто – это стаккато. Это тоже говорит
нам что-то о характере героя и его настроении.
У.: А что обозначает контраст?
Д.: Черно-белый, непохожий.
У.: А в музыке?
Д.: Тихо-громко, быстро-медленно, легато-стаккато, мажор-минор.
У.: Молодцы! Все эти знания помогут нам понять, как же компози-тор
создает музыкальные картины и что ему в этом помогает.
Работа с материалом урока.
У.: Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством крупнейшего русского
композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского (на экране
слайд-портрет). Мусоргский создал много прекрасных произведений,
особенно известны его оперы, которые ставят во многих театрах мира.
Мусоргский родился в 1839 году в Псковской области. Уже в 7-9 лет он
умел исполнять на фортепиано достаточно сложные пьесы. В детстве он
любил слушать сказки, которые он позже использовал при создании своих
музыкальных произведений. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал
военным и в 10 лет его отдали учиться в школу гвардейских подпрапорщиков
в Петербурге. В это же время Модест Петрович усердно занимался музыкой.
В военной школе у него созрело решение отказаться от военной карьеры –
это случилось в 1858 году, когда Мусоргскому было 19 лет. Дальнейшую
свою жизнь Мусоргский посвятил сочинению музыкальных произведений – он
стал известным композитором. Среди наиболее известных произведений
Мусоргского – его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Сегодня мы с вами
послушаем и поговорим о другом произведении Мусоргского – его
фортепианной сюите «Картинки с выставки». Кто из вас может объяснить,
что такое сюита? Может быть, кто-то знает об этом, слушал какую-либо
сюиту?
(Дети молчат.)
У.: Я предложу вам прослушать один музыкальный фрагмент. (Звучит «Шутка»
И.С. Баха – часть одой из его сюит).
Д.: Это музыка Баха; это часть одного из произведений Баха; это танец;
это, наверное, часть сюиты.
У.: Правильно: сюита – это несколько идущих подряд музыкальных
произведений, которые связаны какой-то единой мыслью, единым замыслом
автора. А сейчас послушайте историю создания сюиты Мусоргского «Картинки
с выставки».
В феврале 1874 года В Академии художеств Петербурга открылась выставка
недавно умершего художника и архитектора В.А. Гартмана, близкого друга
Мусоргского. Посетив выставку, Мусоргский решил в память о своем друге
написать музыкальное произве-дение, состоящее из нескольких пьес, каждая
из которых была бы связана с одной из картин Гартмана. Так получилась
сюита «Картинки с выставки», которая стала одним из известных
произведений Мусоргского.
Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой»
(Показывается слайд: часы изображены в форме сказочной избушки на курьих
ножках). Опишите этот рисунок.
Д.: Эта избушка в русском стиле; она яркая, веселая; рисунок очень
красочный; на рисунке много желтого, красного цвета; цвета сочные,
настроение веселое жизнерадостное.
У.: Скажите, ребята, какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на
эту картину?
Д.: Таинственные образы; сказочные герои; что-то страшное; нет,
наоборот, веселое; образ Бабы-Яги…
У.: А знаете, у Мусоргского тоже возник образ Бабы-Яги. Он представил
себе, что вместо кукушки в домике сидит сама Баба-Яга.
(Дети смеются)
У.: Как вы думаете, какую музыку сочинил при этом Мусоргский?
Д.: Лад, наверное, мажор; темп быстрый; громкое звучание; звуковедение,
скорее всего, стаккато; нет, музыка при Бабу-Ягу должна быть веселой,
радостной.
У.: Давайте же послушаем фрагмент «Избушки на курьих ножах».
(Звучит музыка – фрагмент этого произведения)
Д.: (После прослушивания, не дожидаясь вопроса учителя) У Мусоргского
немного другая Баба-Яга, она страшная, грозная; она волшебная; музыка
«прыгучая», грозная, устрашающая…
У.: Давайте сейчас прочитаем три стихотворных фрагмента. А каждый из вас
напишет на опросном листе, какое из стихотворений больше всего,
по-вашему, подходит к музыке.
(Всем раздаются опросные листы)
(Дети читают следующие стихотворения, они записаны и на опросных листах)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей.
Косы растрепаны, страшная, белая,
Бегает, бегает, резвая, смелая…
Пляшет колдунья под звон сосняка.
С черною дрожью плывут облака.
Машет колдунья руками костлявыми.
Звезды моргают из туч над дубравами.
Серьгами змеи под космы привешаны,
Кружится с вьюгою страшно и бешено.
Я Ягусенька-Яга, костяная ножка,
Ох, люблю же иногда повредничать немножко.
Ну, держись сейчас, дружок,
Путь мой труден и далек,
Вьюга, вьюга, прилетай,
Все дорожки заметай.
(Дети отмечают свое мнение на опросном листе)
У.: Давайте сейчас прослушаем все произведение целиком.
(Звучит «Избушка на курьих ножах».)
У.: Сейчас я хочу обратить ваше внимание на понятие «музыкальная форма».
Как вы понимаете это слово?
(Дети думают, с ответом многие затрудняются)
У.: Давайте тогда подумаем, какой смысл мы складываем вообще в слово
«форма».
Д.: форма - это одежда: военная форма, школьная форма; предметы имеют
разную форму: арбуз круглый, а огурец вытянутый; у человека бывает
разная форма: один высокий, другой низкий, один толстый, другой худой…
У.: А бывает ли форма в музыке?
Д.: Да, есть песня, есть танец; симфонии; рондо; этюды…
У.: А в какой форме написаны «Картинки с выставки» Мусоргского?
Д.: В форме сюиты!
У.: Докажите это.
Д.: В начале урока мы говорили, что «Картинки с выставки» состоят и
нескольких пьес, эти пьесы разные, но они вместе образуют единое
произведение; пьесы следуют одна за другой; а это как раз и есть сюита!
Д.: А я где-то читала, что слово «сюита» однокоренное со словом «свита» -
только не пойму почему.
У.: А давайте над этим вы подумаете дома. Посмотрите значения обоих слов
в словарях, в Интернете, а к следующему уроку сделаете сообщения на эту
тему.
У.: Давайте вернемся к «Избушке на курьих ножках» Мусоргского. Я задам
вам несколько вопросов, а вы ответьте на них, выскажите свое мнение.
Первый вопрос: какими средствами музыкальной выразительности композитор
создал фантастический образ Бабы-Яги?
Д.: Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая,
устрашающая. Потом музыка затихла - Баба-Яга представилась нам
таинственной, загадочной. А потом опять музыка стала громкой. Баба-Яга
прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий. Смена ритма и
громкости создает впечатление таинственности…
У.: Вы говорили: вначале, потом, в конце. Мой второй вопрос: в какой
форме написано это произведение?
Д.: В трехчастной форме. Вначале – одно настроение, потом оно резко
меняется, а в третьей части все возвращается к настроению первой части. В
трехчастной форме написаны многие музыкальные произведения – сонаты,
симфонии. Три части спорят друг с другом, что-то объясняют друг другу.
У.: Наконец, мой третий вопрос: какое из трех стихотворений больше всего
подходит к этому произведению Мусоргского?
(Дети спорят, большинство склоняются ко второму и к третьему
стихотворению)
У.: Вот какая богатая фантазия была у Мусоргского. Я думаю, что все вы
запомнили эту выразительную и яркую музыку. А теперь посмотрите, какие
картины были написаны другими художниками на это же музыкальное
произведение. (Показываются слайды)
Итог урока.
У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась «Портрет в музыке». Чей
портрет мы сегодня изучали?
Д.: Бабы-Яги!
У.: А теперь – домашнее задание: нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее
представили из произведения Мусоргского. Дополните своими рисунками те
рисунки, которые вы просмотрели на слайдах. |