Цели и задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления»
Учить учащихся грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системности, действенности знаний через учебную деятельность, контроль знаний учащихся по теме «Тепловые явления».
2. Стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Формировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний.
3. Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, воспитывать культуру умственного труда.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний - 1ч.
Техническое оснащение: компьютеры, экран, мультимедийный проектор.
Подготовка к уроку и оформление кабинета: подготовить тест для компьютера, создание презентации «Тепловые явления»; физические приборы для демонстрации опытов (стакан с водой, носовой платок, спирт, спички, воздушный насос).
Приложение 3.
Тема «Тепловые явления».
Пословицы и поговорки.
1. Золото в огне не плавится.(осетинская)
2. Подо льдом теплой воды не бывает.(осетинская)
3. Ветер снег съедает. (русская)
4. Весной дождь парит, осенью мочит.(русская)
5. В руках кузнеца железо струится как вода. (узбекская)
6. Суши зерно, пока солнце высоко.(индонезийская)
7. Когда вода кипит, пар идет горячий.(монгольская)
8. Солнце красно по утру, моряку не по нутру.(английская)
9. И металл плавится, и камень испаряется.(японская)
10. После дождя бывает прохладно, после сказанной лжи – стыдно.(монгольская)
11. Всякое случается: иногда и камень потом обливается.(бенгальская)
12. Что в юности узнал – на камне выбито, что в старости узнал – на льду написано.(узбекская)
13. Туман съедает снег.(русская)
14. Без крышки котел не кипит, без матери дитя не резвится.(туркменская)
15. На льду здание не выстоит.(турецкая)
16. Низкой горе снега не знать, низкому человеку – стыда.(узбекская)
17. Быстро нагревается – быстро остывает.(японская)
18. Что сильно кипит – быстро испаряется, что сильно быстро бурлит – вырывается наружу.(монгольская)
19. Ранняя роса летом, а осенью иней – к вёдру.(русская)
20. Туман падает – к вёдру, поднимается – к ненастью.(русская)
21. Горшки легко позакипают через край – к ненастью.(русская)
22. На большой горе – и туман густой.(турецкая)
23. Где роса – там дождя не жди, где плоды – там цветов уже не будет.(тамильская)
24. Серебро гнется, чугун не гнется.(осетинская)
С ним говорить – что в решете воду носить.(русская)
На экране высвечиваются высказывания:
-
"Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать - необходимо".
-
"Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх".
-
"Он стал поэтом. Для занятий физикой у него было слишком мало воображения".
Эпиграф:
Может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
М.Ломоносов
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя.
Учитель приветствует ребят и объявляет цель и план урока. - Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока обобщения по теме «Тепловые явления».
О теплоте начнём рассказ, Всё вспомним, обобщим сейчас. Энергия! Работа до кипенья! Чтоб лени наблюдалось испаренье! Мозги не доведём мы до плавленья, Их тренируем до изнеможенья! В учении проявим мы старание, Идей научных видя обаяние! Но как же жизнь бывает непроста С той дамой, что зовётся: "ТЕПЛОТА"!
Основная часть урока
-
Просмотр презентации «Тепловые явления», с элементами беседы и фронтальным опросом. Презентация «Тепловые явления (обобщение, 8 класс)» (Приложение 4), (15минут)
-
Самостоятельная работа обучающихся:
а) Работа с тестами: электронный вариант с использованием программы «Skeleton Test» (или обычный текстовый текст). Часть учеников работает с тестом, первая половина учеников класса (7-10минут). (Приложение 1)
б) Работа с кроссвордом «Тепловые явления». Часть учеников работает с кроссвордом, вторая половина учеников класса (7-10минут). (Приложение 2)
в) Смена видов работы обучающихся, пунктов а) и б). ВСЕГО – 20 минут.
-
Демонстрационные опыты (выполняет учитель):
а) Носовой платок предварительно смачивают водой, затем обливают спиртом и поджигают. Через некоторое время пламя тухнет.
Вопрос: Почему платок не сгорел?
(ответ: платок остаётся целым, так как вода имеет плохую теплопроводность.)
б) Стакан с небольшим количеством воды ставят под колокол воздушного насоса, откачивают воздух из-под колокола. Вода закипает, а затем замерзает.
Вопрос: Почему вода замерзает?
(ответ: происходящий при пониженном давлении процесс кипения
сопровождается поглощением теплоты, чем объясняется понижение температуры
воды и её замерзание.)
-
Составление синквейна. Ученикам учитель предлагает составить синквейн одним из ключевых слов:
Примеры ключевых слов:
I синквейн - Температура II синквейн - Теплоёмкость III синквейн - Внутренняя энергия
(3-4 минуты)
5. Анализ синквейнов, озвучивание наиболее удачных работ.
Подведение итогов, выставление оценок наиболее активным ученикам на уроке.
Комментарий к домашнему заданию.
а) Ученики получают Приложение 3. «Пословицы и поговорки» на дом (Приложение 3).
Каждый ученик должен дать письменное разъяснение пословицы с физической точки зрения. Номер задания для ученика соответствует его номеру в списке класса.
б) Физика 8 кл., А.В. Перышкин, «Дрофа», 2006,стр. 51. Задание 4. Подготовить сообщение на одну из тем (по выбору), предложенных в задании с использованием Интернет-ресурсов.
Учитель:
Нас захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая находка на этом пути дороже чужой премудрости. Поэтому необходимо научиться наблюдать, анализировать, логически мыслить. И тогда вся школьная премудрость уже не навалится на вас беспорядочной лавиной, а легко «разложится по полочкам». Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний.
Большое спасибо всем за совместную работу
Примечание:
Синквейн* - "белый стих", состоящий из пяти слов. Правило составления синквейна: 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного; 2 строка - два прилагательных; 3 строка - три глагола; 4 строка - фраза, несущая определённый смысл; 5 строка - Резюме. Вывод. Одно слово - существительное.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Тепловые явления»
1. Какой физический параметр определяет количество теплоты, выделяющееся при сгорании 1 кг вещества
- Удельная теплота сгорания
- Удельная теплоемкость
- Удельная теплота парообразования
- Удельная теплота плавления
- Теплопроводность
2. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?
- Совершением работы и теплопередачей
- Внутреннюю энергию тела изменить нельзя
- Только совершением работы
- Только теплопередачей
3. При каком процессе количество теплоты вычисляют по формуле
- При сгорании вещества
- При превращении жидкости в пар
- При плавлении
- При нагревании тела в одном агрегатном состоянии
4. Какой физический параметр определяет количество теплоты, необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1° С?
- Удельная теплота плавления
- Удельная теплоемкость
- Удельная теплота сгорания
- Удельная теплота парообразования
- Теплопроводность
5. Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к воде в море?
- Конвекцией
- Работой
- Всеми перечисленными в ответах 1-4
- Теплопроводностью
- Излучением
6. При плавлении кристаллического вещества его температура... |